Вокруг Света на веслах

Сергей Морозов и группа поддержки проекта «Вокруг Света на веслах»

Previous Entry Поделиться Next Entry
Halifax, Canada. Shipwreck SS "Atlantic" / Халифакс, Канада. Кораблекрушение ПС "Атлантик"
NAVIGATORPIRATE (флаг)
navigatorpirate
1 Апреля 1873 года у берегов Новой Шотландии, Канада на камнях острова Марс затонул Английский Пассажирский Трансатлантический Лайнер - SS "Atlantic".



Атлантик (англ. SS "Atlantic" ) — британский трансатлантический лайнер, построенный на верфи «Харланд энд Вольф». Был спущен на воду в 1871 году. В первый рейс отправился 10 июня 1871 и через семь дней прибыл в Нью-Йорк. Во время пятого рейса выиграл Голубую Ленту Атлантики, идя со средней скоростью в 15,4 узлов. В 1872 году потерял голубую ленту в пользу SS "Baltiс".



В свой последний девятнадцатый рейс SS "Atlantic" вышел 20 марта 1873 года из Ливерпуля, Англия в Нью-Йорк, США, под командованием капитана Джеймса А.Уильямса.



Приняв в Куинстауне пассажиров и почту, судно на следующий день вышло в океан. На его борту находились 952 пассажира и члена команды. Первые три дня погода благоприятствовала плаванию, но вскоре сильные ветры заставили капитана Уильямса сбавить ход.



Очень тяжело приходилось во время непогоды пассажирам-эмигрантам, которые путешествовали на открытой, заливаемой водой, палубе. Прошел еще день, и начавшийся сильный шторм вынудил капитана идти со скоростью 5 узлов. В сутки пароход проходил только 118 миль.



Непогода плохо подействовала на матросов и пассажиров. Участились случаи ссор и драк, матросы начали воровать со склада спиртные напитки. Настроение у всех было мрачное.



Трое суток штормовала «Атлантик» в океане, почти не имея хода. Капитан Уильямс нервничал: он только что поступил на службу в компанию «Уайт стар» и перед выходом в море получил от владельцев строгий наказ прибыть в Нью-Йорк точно в назначенное время. «Атлантик» же явно выбилась из графика.



31 марта старший механик доложил, что в бункере осталось всего 127 тонн угля, то есть на 15-20 часов, а до маяка Санди-Хуг предстояло идти еще 460 миль. Воды и продовольствия хватило бы на двое суток.



С запада дул сильный ветер, барометр падал. В сложившихся обстоятельствах капитан Уильямс принял правильное решение — идти в ближайший порт Халифакс, пополнить там запасы и переждать непогоду.



Хотя капитан Уильямс имел высший капитанский диплом «экстра-мастера» и немало походил, однако в Халифаксе ему бывать не приходилось, так же, как и его четверым помощникам.



Судно изменило курс и со скоростью 8-12 узлов направилось к Канадским берегам.



Когда до берега оставалось 122 мили, капитан, оставив на вахте двух помощников, спустился к себе в каюту. Уильямс приказал разбудить себя в 2 часа 40 минут — в это время, по его подсчетам, должен был открытьєя огонь маяка Самбро. Здесь капитан рассчитывал переждать спустившийся на море туман. «Атлантик» продолжал идти с высокой скоростью в 13 узлов…



В 2 часа 30 минут впередсмотрящий крикнул: «Прямо по носу земля!» Идти стало опасно. Второй помощник доложил капитану, что судно окружено льдами. Тем не менее «Атлантик» продолжала идти со скоростью 13 узлов. Внезапный крик: «Лево руля!» и «Полный назад!» — и через мгновение сильный удар потряс корпус: судно наскочило на подводные камни. «Атлантик» накренился на левый борт, и все шлюпки этого борта смыло огромными волнами.



На палубе появились испуганные пассажиры. Паника охватила всех. Женщины во тьме искали своих детей, мужья — жен. Началась паническая посадка на шлюпки, но вскоре крен на левый борт увеличился и спустить шлюпки на воду было уже невозможно. Над «Атлантиком» нависла угроза гибели. Капитан приказал всем держаться за снасти и поручни и ждать помощи.



Не прошло и двадцати минут, как судно с треском переломилось. Носовая часть «Атлантика» опрокинулась на левый борт, а корма, где находились почти все женщины и дети, быстро скрылась в бушующих волнах. Оставшиеся в живых полезли по вантам на мачты.



Волны перекатывались через разбитое судно. Слева, в каких-нибудь двадцати метрах от гибнущего судна, виднелась береговая скала.



Боцман Данн и трое матросов бросились в ледяную воду и переплыли линию прибоя и подводные скалы. Выбиваясь из последних сил, они выбрались на берег и закрепили на скале трос, другой конец которого был на борту обреченного судна. Многих из тех, кто пытался переправиться на берег по этому тросу, смывало в море волнами прибоя, к тому же не всем удавалось долго держаться за укрепленный над бушующей бездной трос; руки коченели от сильного холода, и люди падали в воду, смытые волнами. И все-таки пятьдесят человек спаслись таким образом.



Лишь на рассвете местные рыбаки смогли спустить на воду первые шлюпки. Около шести часов утра всех оставшихся на борту людей сняли с судна и доставили на берег. Но не все матросы и пассажиры, вцепившиеся окоченевшими пальцами в снасти, дождались спасения. Капитан Уильямс и старший помощник Ферт оставались на судне до конца.



Среди немногих спасенных не было ни одной женщины, а из детей каким-то чудом уцелел один мальчик…



При расследовании причин кораблекрушения выяснилось, что «Атлантик» наскочил на камни острова Марс в семи милях за маяком Самбро, огонь которого так и не разглядел сквозь туман второй помощник капитана. Он искал огонь маяка с левого борта, а на самом деле «Атлантик» должен был оставить его справа. Эта ошибка стоила очень дорого: из 952 человек, находившихся на борту судна, в живых осталось всего 316.



И во всем случившемся во многом был виноват капитан Уильямс, который знал, что находится в опасном районе, но не приказал своим подчиненным периодически делать промеры глубин. Сам он остался жив и отделался сравнительно легким наказанием — его лишили капитанского диплома.



На суде владельцы парохода, пытаясь уйти от ответственности, заявили, что основная причина кораблекрушения заключалась в нехватке угля, а это произошло якобы оттого, что кто-то смешал уэльский уголь с обычным, и поэтому для получения максимальной скорости пришлось сжигать вместо пятидесяти пяти тонн в сутки семьдесят.



Однако о преступно высокой скорости судна у незнакомого берега на суде, так же как и о безграмотности помощников капитана, служащие компании «Уайт стар» предпочли умолчать.



Гибель "Атлантика" была одной из самых тяжелых морских трагедий того времени. В холодной воде Северной Атлантики погибло 562 человека. Жители местной рыбацкой деревни Terense Bay похоронили в братской могиле на этом высоком берегу с видом на Sandy Cove 277 пилигримов, ехавших из Европы в Новый Мир в поисках Счастья. Остальных похоронили на местном кладбище.



Через 39 лет, в апреле 1912 года мир содрогнется от другой морской катастрофы - гибели "Титаника", произошедшей так же в водах Северной Атлантики, в 400 милях к востоку от канадского города Халифакса. Кораблекрушение унесет по разным данным от 1495 до 1635 человек. Пассажиры третьего класса не все были в списках. Ночь с 14 на 15 апреля 1912 года уровняет и бедных и богатых...



Лишь после гибели "Титаника" имевшей огромный международный резонанс, в 1914 году была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море («SOLAS, International Convention for the Safety of Life at Sea»).

Человечеству потребовались века и десятки, если не сотни тысяч жизней, что бы задуматься о Международной безопасности на море. Интересно, сколько еще понадобится Человечеству, что бы понять, что то, что мы сегодня делаем с нашим Домом, с Землей, - это билет в один конец?..


  • 1
Потрясающая история... Не знала. Спасибо, что рассказали...

Рад быть интересным, спасибо Вам.

Я мало, что в этом понимаю в морском деле, поэтому мне не понятно что изменила эта конвенция, как она спасет от айсберга или погодных условий ?

Если в двух словах, то цель этой Конвенции, - это установление минимальных стандартов по безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов.

За выполнением этих требований должна следить страна, под флагом которой стоит судно. При невыполнении этих требований, судно может быть арестовано или не допущено в порт.

От айсберга или от погодных условий, вы правы, эта Конвенция не спасет, но шансев выжить у экипажа и пассажиров будет больше.


Очень хороший рассказ. Вспомнил рассказ о шквале на яхте.Good sailing practic.

Спасибо, я рад быть интересным.

Да, рассказ "Пятница 13-е" мне тоже по душе, все события в нем - реальные!

http://navigatorpirate.livejournal.com/18328.html

да уж, делаем мы с нашим миром страшное, недавно попадалис фото пляжа одного из самых недоступных островов, кажется он в тихом океане, пляж больше похож на мусорку, при том, что он необитаем

Пришло время позаботиться о нем...

боюсь, процесс уже не обратим, максимум - остановиться на "достигнутом"

Почему же?
Океан прекрасно самоочищается. Прекратить или хотя бы уменьшить количество вброса грязи, химии, пластика, нефти и т.д. Начать заботиться не только об Океане, ОСОЗНАТЬ необходимость в этом и можно расчитывать на улучшение.

Я всегда привожу с переходов мешки с пластиком. Раньше привозил и стекло но пересмотрел, тяжеловато порой. Большая же часть сегодняшних мореходов не паряться и все уходит за борт! Для них главное, - капЕтанский головной убор и перчатки, что бы побрутальней так выглядеть. Хоть этим прикрыть пустоту... какой пластик на палубе месяцами, вы что?...

про океаны заключений не встречал, но реки, как часть мирового океана - часто уже не способны к самоочищению. Днепр под боком экологи приговорили, самостоятельно уже не восстановится. Зато где-то проскакивала инфа, что уже и добыча рыбы из океана превысила возможности ее регенерации, т.е. рождаемость и рост отстали от потребления(

Все верно, реки - иная экосистема, в верховьях слили грязь и вся река грязная. Океан, я думаю, пока спасают размеры. Но все грустно, очень. Давно бы пора прозреть, ан нет, деньги сегодня еще решают все, увы...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account