?

Log in

No account? Create an account

Вокруг Света на веслах

Сергей Морозов и группа поддержки проекта «Вокруг Света на веслах»

Previous Entry Поделиться Next Entry
Морское дело
NAVIGATORPIRATE (флаг)
navigatorpirate
 Словарь морских терминов и их второе значение. (А - О)


Мне думается, что настало время создать СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ,  который по мере повествования я буду пополнять,  там же рассказывая о втором значении слова, выражения если оно имеет место быть. Дополнять и корректировать его можете и Вы,  буду признателен!


АВТОРУЛЕВОЙ:
навигационный прибор для автоматического управления судна рулевым приводом и удержания судна на заданном курсе. Представляет собой основную часть системы автоматического регулирования курса судна.
Иногда его приходится включать, перебрав на заходе рома или смешав текилу с пивом.

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС: 
предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли "выпить и закусить" перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.
Частенько  новоиспеченные капитаны считают себя Адмиралами а время в море - адмиральским часом.

БАБОЧКА:
способ несения парусов на судах, оснащенных косыми парусами, на курсах фордевинд и полный бакштаг, когда носовые паруса (стаксели и т. п.) выносят с помощью весла, рейка или спинакер-гика на противоположный по отношению к положению кормовых парусов борт. При этом носовые паруса выходят из ветровой тени кормовых, работают более эффективно (увеличивают скорость судна и способствуют повышению устойчивости на курсе).
Ночная (или дневная, что не принципиально) бабочка.

БАНКА:
Происхождение: гол. bank
1. Сиденье для гребцов на мелких беспалубных судах (шлюпках, лодках и пр.).
2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров, глубина которой значительно меньше глубины моря в данном районе. В зависимости от характера донных отложений различают Банки каменистые, коралловые, ракушечные, а также сложенные рыхлым ракушечным или терригенным (обломочный материал любого размера и состава, поступающий с суши) материалом.
Банка, просто банка хорошего закусона, который бывает в море на вес золота!

ВЕРБЛЮД:
накладка на деревянном румпеле для увеличения его прочности и предупреждения свисания.
Верблюд, в смысле Camel или заботливый моряк, вернувшийся из долгого плавания и заставший подругу в объятиях берегового слизняка.

ВИНОВОЗ:
наливное судно для перевозки винного спирта, вина и сырья для выработки винных изделий. Может использоваться для транспортировки пресной воды и других жидких пищевых продуктов, не требующих зачистки грузовых танков после выгрузки. Виновозы, как правило, имеют небольшое водоизмещение, грузоподъемность до 5 тыс. т и скорость 12 — 15 уз. В зависимости от требований по сохранности груза танки Виновоза могут иметь специальные покрытия или выполняются из нержавеющей стали.
Я и мои коллеги в портах стран, где вино дешевое, как, например: Испания,  Маврикий, юг США.

ГОЛОС МОРЯ:
инфразвуковые колебания, возникающие над поверхностью моря при сильном ветре; распространяются быстрее ветра и волн и служат признаком надвигающегося шторма.
Голос моря, который я порой слышу даже на берегу.

ГАКАБОРТ:
Происхождение: гол. hakkebord
верхняя крайняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна. Используется для установки в диаметральной плоскости судового огня (гакабортного). На парусных судах Г. украшался резьбой.
Некоторым женщинам украшения там не нужны,  само наличие... верхней крайней части кормы гармонично и красиво.

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ:
максимальное расстояние, на котором можно увидеть предмет в море. Различают геометрическую, оптическую и метеорологическую дальность видимости.
С годами она, увы, ухудшается и это никак не зависит от высоты глаза наблюдателя.

ДРЕЙФ:
Происхождение: от гол. Drijven — плавать, гнать
снос движущегося судна с линии его курса под влиянием ветра, течений и др. причин. Величина Дрейфа характеризуется углом, образуемым линиями истинного курса и действительного перемещения судна. Если ветер дует в левый борт, то Дрейф называют Дрейфом левого галса (+), если в правый борт — Дрейфом правого галса (—). В обиходе термин Дрейф используется более широко. Так, говорят, что судно, не имеющее хода, лежит в Дрейфе, зажатое во льдах — находится в ледяном Дрейфе.
Так же... жизненная позиция многих.

ЕНОТАЕВКА:
речное парусное судно, однотипное с асламкой и отличающееся от нее лишь некоторыми деталями парусного вооружения.
Место, где бегает много енотов, у меня под окном, например.

ЁРШ:
стальной гвоздь квадратного сечения с зазубринами на углах, применявшийся в деревянном судостроении
Речная, пресноводная рыбка а так же сексуальная игрушка соответствующего сечения с зазубринами.

ЖИДКИЙ ГРУНТ:
резко выраженный слой скачка плотности воды — с вертикальным градиентом, достаточным для того, чтобы подводная лодка могла лежать в этом слое воды без хода, как на грунте. Жидкий грунт может влиять также на работу аквалангистов и подводных аппаратов.
Осенне-весеннее состояние дорог моей Родины.

ЖОПА: очень распространенное определение гидрометеорологических условий близких по своим параметрам к урагану, тайфуну. Лучше заранее заметить приближение оной, используя как аппаратуру, так и приметы,  чем быть ею накрытым, что может повлечь за собой гибель судна, экипажа.
ЖОПА — нижняя часть тельца человека не очень разумного, чаще всего.
ЖЕПА (Žepa) — небольшой населённый пункт в восточной части Республики Сербской в общине Рогатица. Жепа расположена на северо-восток от Рогатицы, к юго-западу от Сребреницы и к северо-западу от Вишеграда.

ЖИВУЧЕСТЬ судна:
способность судна при получении повреждений сохранять свои эксплутационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств, подготовленностью экипажа.
Жизнь порой проверяет нас на это качество.

ЗОНА ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ:
определенный район, расположенный между прибрежной границей системы разделения движения и прилегающим берегом и предназначенный для прибрежного плавания. Отделяется от прилегающих полос движения зонами разделения движения. Цель установления 3оны прибрежного плавания — удерживать суда местного плавания на достаточном расстоянии от системы разделения движения. 3она прибрежного плавания может использоваться судами, идущими в любом направлении.
Частенько покорители оной мнят себя как минимум   -  Горациями Нельсонами.

ЗООПЛАНКТОН:
совокупность животных, обитающих в водной толще, не способных противостоять переносу течениями; составная часть планктона. 3оопланктон представлен простейшими (главным образом радиоляриями и инфузориями длиной до нескольких сотен микрон), ракообразными, кольчатыми червями, киленогими и крылоногими моллюсками, кишечнополостными — медузами, сифонофорами, среди которых самые крупные представители длиной до нескольких метров, оболочниками и прочими. В прибрежном (неритическом) 3оопланктоне много личинок донных животных. Виды океанических 3оопланктонов обычно менее разнообразны, чем неритических. В тропических областях 3оопланктон всегда богаче видами, чем в приполярных и умеренных областях. Основную роль по численности и биомассе в 3оопланктоне обычно играют ракообразные, из которых особенно обильны веслоногие (скопления калянусов в умеренных широтах — пища сельдевых), гиперииды из разноногих и эвфаузиевые (последние — основная составляющая криля). Скопления 3оопланктона изменяют цвет, прозрачность, акустические свойства водной толщи. 3оопланктон — звено пищевой цепи в океане, благодаря которому органические вещества, создаваемые фито- и бактериопланктоном, становятся доступными крупным, в том числе промысловым, животным (рыбам, китам). Велика роль 3оопланктона в переносе органических веществ на большие глубины в результате его суточных и сезонных вертикальных миграций.
Администрация зоопарка.

ИДЕАЛЬНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ:
схематизированная модель судового движителя (чаще греб, винта), характеризуемая отсутствием закрутки потока в отбрасываемой им струе. Теория Идеального движителя широко используется при исследовании вопросов взаимодействия движителя с корпусом судна, для оценки КПД движителя и значений вызванных им скоростей. Основы теории Идеального движителя были разработаны У. Ранкином (1865), Н. Е. Жуковским (1882—1886), У. Фрудом (1888).
На берегу это, как правило - ноги.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ВОЛНЕНИЯ:
степень развития волнения, определяемая некоторой характерной высотой волны. Интенсивность установившегося ветрового волнения принято оценивать баллами по аналогии с известной шкалой Бофорта для ветра. В ряде стран приняты шкалы волнения, в которых определяющей величиной является высота нерегулярной волны, имеющая кон-кретную вероятностную характеристику. Наиболее часто используются высоты волн, вероятность превышения которых, так называемая обеспеченность, составляет 14 и 3%. Первую, равную средней . '/з наиболее высоких волн /и/з, называют значительной. На такие волны обычно обра- щают внимание при наблюдениях за волнением, поэтому величину /ii/з часто применяют для визуальной оценки состояния моря. В СССР действует шкала балльности волнения Главное управление гидрометеослужбы (ГУГМС), в которой принята 2-я из указанных высот волн — Лз% как достаточно устойчивая в статистическом смысле характеристика весьма крупных волн. Высоты волн Н/з и /13% связаны соотношением АЗ% = 1,32Л|/з.
Состояние, которое мы порой не можем адекватно оценить у супруги. Именно по этой причине мы частенько проигрываем свои береговые  сражения. 

ЙОРК-АНТВЕРПЕНСКИЕ ПРАВИЛА:
свод международных норм, регулирующих распределение убытков по общей аварии между владельцами судна, груза и фрахта. Конференции судовладельцев, страховщиков и диспашеров различных стран в Йорке (Англия, 1864) и в Антверпене (1877) разработали 11 унифицированных„Правил практики", в которых рассматривались конкретные случаи общей аварии. Ассоциацией международного права на конференции в Стокгольме (1924) они были дополнены правилами, касающимися принципиальных вопросов общей аварии. На конференциях ММК в Амстердаме (1949) и в Гамбурге (1974) в них были внесены изменения и уточнения. Эти правила положены в основу главы об общей аварии КТМ СССР. Они содержат определение общей аварии и принципы распределения убытков, относимых на общую аварию. Не являясь международной. конвенцией, Иорк-Антверпенские правила обязательны для сторон по договору морской перевозки только в том случае, если на них имеется ссылка в чартере или коносаменте..
При разводе, увы, не работают а вот техника рейдерских захватов при оных применяется повсеместно!

КАМБУЗ:
Происхождение: гол. kombuis судовая кухня.
В парусном флоте так называлась судовая кухонная печь, сложенная из кирпича, или чугунная плита для приготовления пищи. Само помещение называлось поварней.
Место, где я провожу треть времени своих переходов, ибо... люблю вкусно кормить и кушать соответственно.

КАПЕРСТВО:
Происхождение: от гол kapen — разбойничать на море.
захват частными судами на основе официального разрешения правительства (каперские свидетельства) неприятельских коммерческих судов или судов нейтральных стран, занимавшихся перевозкой грузов в пользу воюющей стороны. В качестве вознаграждения каперы получали всю или значительную часть добычи. После окончания войны каперы должны были прекратить свою деятельность и сдать каперские свидетельства, в противном случае они рассматривались как пираты. Создание постоянных военных флотов и изменения в технике морской войны лишили К- его значения. Парижской декларацией (1856) К. было запрещено.
Способ улучшения своего благосостояния для некоторых членов нашего общества.

ЛЕВЕНТИК :
Происхождение: фр. le vent
положение парусного судна носом прямо или почти прямо против ветра, когда его паруса полощут, но не наполняются ветром.
Ход Жизни нашей иногда можно сравнить с этим положением судна, увы.

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ:
1. По европейским средневековым легендам — капитан, вечно скитающийся со своим кораблем по морям; так же иногда называют потерпевшее крушение судно, плавающее без экипажа. Согласно одному, наиболее распространенному преданию, „Л.Г." — это голый капитал Ван Страатен (по другим источникам Ван дер Декен), который за неверие в бога и дьявола осужден вечно плавать по морям. По преданию народов Северной Европы — это граф фон Фалькенберг, который всегда плывет на Север, играя на свою душу в кости с сатаной. По другому поверью „Л.Г." — это капитан Бернард Фок, носящийся по морям на корабле, мачты которого закованы в железо, чтобы нельзя было уменьшить парусность, так как капитан поспорил с дьяволом, что доплывет из Европы в Вест-Индию за 90 суток. Встреча с „Л.Г." предвещает бурю, гибель, безумие, а также заставляет любую пищу превратиться в бобы, а вино прокиснуть. Если же судно попытается вступить в контакт с „Л.Г.", то оно либо собьется с курса, либо сядет на мель. Предание о „Л.Г." неоднократно использовалось в качестве сюжета различных произведений искусства; самое известное — опера Р. Вагнера (1841).
2. Яхта-швертбот международного олимпийского класса с экипажем из 2 человек.
По моему мнению, это одна из самых красивых и романтичных легенд Моря!

МАРКИЗОВА ЛУЖА:
ироничное название части Финского залива близ устья Невы, связанное с одним из командующих русского Балтийского флота в XIX в., французским эмигрантом маркизом де Траверсе; под его командованием эскадра никогда не выходила в море дальше Кронштадта.
Подобных мореплавателей у нас хватает и сегодня!

МАТ:
циновка или коврик, изготовленные из растительного троса. М. используют на судах в качестве половиков, прокладок при перевозке особо ценных грузов, при тушении пожаров и для временной заделки пробоин. По способу изготовления М. делятся на тканые, плетеные и шпигованные.
Мат — судовой сленг, разнообразный, емкий и по своему красивый язык романтиков моря.

НЕПТУН:
в римской мифологии первоначально бог источников и рек. Праздник Н. (нептуналии) устраивали ежегодно 23 июля для того, чтобы предотвратить засуху. Позднее, около III в. до н. э., Н. стали отождествлять с греческим Посейдоном и почитать как бога морей.
Недавно мне пришлось побывать в его роли, пересекая Экватор в Индийском океане. Забавная традиция!

НОСОВОЕ УКРАШЕНИЕ:
гальюнная фигура, украшение в виде символических фигур, помещавшееся у форштевня гребных и парусных кораблей. На древних судах сюжеты Н.У. были различны: у египтян — птица, у финикийцев — лошадь, у греков — голова вепря, у викингов — голова змея. К XVI в. с изменением конструкции корпуса Н.У. приняли вид носовых фигур. Это были деревянные скульптуры геральдических жи-вотных, портреты фольклорных и литературных персонажей или реальных людей. Авторами Н.У. были известные художники. Так, поясной портрет Петра I для корабля „Не тронь меня" выполнил в 1724 г. К.Б. Растрелли. С переходом к постройке корпусов из железа Н.У. на судах исчезли.
Пирсинг носа...

ОТТЯЖКА:
снасть такелажа грузовой стрелы, предназнач. для смещения груза в сторону при его подъеме и спуске, поворота стрелы или удержания ее в нужном положении. Состоит из осн. каната, закрепленного на ноке стрелы, и талей, оснащенных растит, канатом, удобным для работы вручную. На парусных судах О. применяются для управления подвижными элементами рангоута.
Оттяжка, оттяг, оттянуться — береговое развлечение бывалых моряков после долгого пребывания в море, включающее в себя развлечения по интересам.


Спасибо! :)) Хорошо написано!

http://ravik-06.livejournal.com/268700.html

Edited at 2010-07-23 03:40 (UTC)

Спасибо, на подходе, собсно, разговоры о море и парусах!

Спасибо!
Все хорошо и доходчиво описано, ждем продолжения :)

Спасибо, словарь буду дополнять а разговоры о море уже рядом!

отлично!
сухофрукты вопрошают:
" не требующих зачистки грузовых танков" это что ж, он вино сука слил, а потом в эту же немытую пежню снова заливают? как байки про квас? что там опарыши на дне бочки?

Выходит так! Вот это мы и попиваем!
Я на виновозах не служил, не пришлось, может и к лучшему?

Ага:)) Спасибище:))))Уже учу. Буду френдессам потом втирать про такелаж в аськах:)))) Они любят такое)))))

Edited at 2010-07-23 04:19 (UTC)

Рад, удивляйте их, ага, пусть привыкают!

Полагаю, что про паруса отдельный учебник надо!
Скажите, Кэп, а про радиосвязь будет хоть немного?

Я скорее всего буду прыгать с темы на тему, постепенно усложняя вопросы, по другому пока не вижу КАК можно было бы охватить многое?

"береговой слизняк" - чётко.)))))))))

Про "Голос моря" заинтересовало.
Как именно Вы ощущаете его? Если это можно передать словами...

Для меня это - странное сочетание звуков, шум...
Сложно рассказать да и... побаиваюсь показаться странноватым!

урррааааа, словарь!

Вот только еще картинок к некоторым терминам хочется (например к верхней части кормы) :-) да, а ёрш - это ещё водка с пивом...

Re: урррааааа, словарь!

Про картинки и видео думал, по порвут они ленту словаря?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Ага, спасибо, я подумаю.
Пока беседы-то вырисовать надо в удобноваримой и интересной форме.

(Удалённый комментарий)
Это начало, его еще пополнять и пополнять!

Спасибо, просто отлично!
Когда-то давно очень интересовался легендой "летучего голландца".

Бабочка.

В пункте про бабочку можно упомянуть тот нюанс, что шкотовый угол стакселя очень удобно выносить на спинакер-гике.

Да, спасибо но пока не все поймут - о ЧЕМ речь...