Сергей Морозов (navigatorpirate) wrote,
Сергей Морозов
navigatorpirate

Category:

Морское дело

Словарь морских терминов и их второе значение. ПРОДОЛЖЕНИЕ (О - Я)


ОБРАСТАНИЕ биологическое:
1. Сообщество морских организмов (бактерий, грибов, водорослей, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, членистоногих и др., всего ок. 2000 видов), образующееся на поверхности предметов естеств. или искусственного происхожде-ния, находящихся длительное время в морской воде.
2. Процесс закрепления и развития этих организмов на подводных предметах. Развитие О. начинается с образования на поверхности предмета пленки из бактерий и одноклеточных водорослей и заканчивается фазой устойчивого биоценоза, в котором преобладают двустворчатые моллюски (в умеренных водах — мидии), балянусы, мшанки, кольчатые черви, зеленые и бурые водоросли. Интен-сивность О. зависит от мн. факторов: времени года, солнечной радиации, температуры, солености и глубины воды. Скорость развития, мощн. (толщина слоя и биомасса) и разнообразие видов обрастателей определяются гл. образом темп-рой воды. В холодных (арктич. и антарктич.) водах их число невелико, биомасса составляет 2—5 кг/м2 в год. В теплых водах (тропич. и субтропич.) число видов обрастателей и темпы их роста значительно возрастают, биомасса достигает 100 кг/м2 в год. О. наносит большой вред судоходству. О. подв. части корпусов судов приводит к увеличению сопро-тивления воды, потере скорости до 8—15%, росту расхода топлива до 20—35% за междудоковый период. О. суд. трубопроводов забортной воды и тепло-обменных аппаратов вызывает нарушение режимов работы энергетич. установок. О. обтекателей гидро-акуст. аппаратуры снижает эффективность ее использования.
ОБРАСТАНИЕ стиллистическое - в Эстонии Сашка заплетала мне косичку сантиметров в 15...

ПАЙОЛ:
Происхождение: фр. payol
Деревянный настил в трюме судна. Укладывается поверх настила второго дна и скуловых книц при двойном дне или на пояски флоров при одинарном дне с целью предохранения этих конструкций от повреждений в случае падения груза, а также для защиты груза от намокания. Обычно состоит из легкосъемных портативных секций. Толщина пайола 60—65 мм, Между пайолом и листами второго дна в плоскости флоров устанавливают деревянные прокладки толщиной не менее 12,6 мм или наносят слой специальной мастики, обеспечивающий дренаж. На яхтах - деревянный настил в кокпитах.
Иногда, не расчитав силы он засыпал на пайолах кокпита под мерный плеск волны, грусное мерцание Млечного пути в теплых объятиях Сирокко.


ПАССАТ:
Устойчивый ветер, дующий над океанами в области, расположеной примерно между 30° северной и южной широт и экваториальной ложбиной. Имеет преимущественное направление сев-вост. в Северном и югостровост. в Южном полушариях. Обычная сила П. 3- 4 балла, иногда достигает 6 баллов. П. несет влажный прохладный воздух. В зоне П. преобладают кучевые облака, не превращающиеся в кучево-дождевые из-за низкого расположения слоя инверсии, в котором температура воздуха растет с высотой. Препятствуя конвекции, слой инверсии запирает в пределах воздушного потока скрытую теплоту испарения воды, поддерживающую П. В сев-вост. части тропической Атлантики видимость в зоне П. часто понижена из-за обилия мелкой пыли, выносимой из Сахары, за что этот район иногда называют морем Мрака. На севере Индийского океана П. действует только в зимнее время, а летом сменяется муссоном. П. отмечается на площади примерно 30% Мирового океана.
Я часто совмещаю полезное с необходимым, поднимаясь ночью на палубу... пассат лучше рассматривать с подветренного борта, а то потом еще стираться и палубу мыть приходится новичкам.

ПЛАНКТОН:
Происхождение: от греч. planktos - блуждающий, странствующий
Совокупность организмов, обитающих постоянно (голопланктон) или временно (меро-планктон) в толще воды морской и континентальных водоемов и не способных противостоять переносу течениями. Термин П. введен немецким ученым Гензеном. П. составляют много бактерии, диатомовые и некоторые др. водоросли (фитопланктон), простейшие, некоторые кишечнопо-лостные, моллюски,ракообразные, оболочники, яйца и личинки рыб, личинки много беспозвоночных животных (зоопланктон). В морской П. различают океанический и неритический (прибрежный) П. Состав и численность П. изменяются по сезонам. Удельный вес планктонных организмов 1,02-1,06. Для представителей П., в особенности зоопланктона, характерны суточные вертикальные миграции, обусловленные сменой дня и ночи. Со скоплениями П. связано существование звукорассеивающих слоев в океане. П. наибольшая обилен в зонах апвеллинга вследствие подъема вместе с глубинными водами биогенных элементов. Если самое большое количество видов морского П. отмечено в тропических морях, то наибольшая значительность биомассы П.- в морях умеренных широт. П. особенно обилен в поверхностных слоях, где фитопланктоном осуществляется процесс фотосинтеза. Фито- и зоопланктон - важнейшие звенья в пищевых цепях океана. Организмы П. используются человеком непосредственно в пищу (криль и др.), в качестве индикаторов водных масс, течений, ледяного режима, для определения скоплений промысловых рыб, а также как корм при их искусственном разведении.
Уважительное название, определение всех далеких от моря административно-офисных работников на сленге морских босяков.

ПРОРЕЗЬ:
Большая рыбацкая лодка, применявшаяся на Каспийском море. Имела почти вертикальные штевни и 2 поперечные переборки, образующие в средней части корпуса отсек с продольными прорезями в днище для протока воды, в котором хранили пойманную живую рыбу. При попутном ветре ставили парус, длина 10-13 м., ширина 3,5- 5 м., высота борта 0,6-1,8 м., осадка 0,4-1 м.
2.Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его.
Быт.21:2;   25:26;   29:35
Вся История нашего жалкого мирка построена вокруг этого медицинского термина!

РАДИОСВЯЗЬ:
радиосвязь на речном и морском транспорте. Любое речное или морское судно, включая маломерные суда, должны быть оборудованы радиостанциями для обеспечения безопасности маневрирования, для связи с портовыми, шлюзовыми, пограничными службами, лоцманом, ледоколом, для подачи сигналов вызова и бедствия, для переговоров с другими судами, для приема прогноза погоды. Для дальней связи на крупных судах имеются радиостанции КВ (короткие волны) и СВ (средние волны) диапазонов. Кроме этого, для связи на небольшие расстояния как на больших, так и на малых судах используется УКВ диапазон. Во всем мире используется «морской» УКВ диапазон частот на 157-162 МГц с разбивкой на каналы. Таких каналов в стационарной радиостанции – не менее 55. Основным каналом вызова и бедствия является 16 канал. Все другие переговоры происходят вне этого канала. Примечательно, что в акватории Санкт-Петербургского морского торгового порта все суда должны нести радиовахту на 9-м международном морском канале, а не на 16-м, как в открытом море. Также 9 канал (а не 16) используется для радиовахты маломерных судов при плавании по фарватерам. При этом канал является исключительно вызывным, то есть после того, как установлена радиосвязь между судами, следует перейти на любой свободный канал. В России так же присутствует речной диапазон УКВ связи - специально выделенные речные частоты 300,0125 - 300,5125 МГц и 336,0125 - 336,5125 МГц. Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) обязала владельцев оснастить все маломерные суда рациями. Возражения из серии «У меня на судне нет лишнего места» или «а куда я её дену?» были пресечены разрешением использовать носимые рации в качестве основного оборудования. Во время плавания по внутренним водным путям России, главная радиостанция на судне должна быть постоянно настроена на 5-й речной канал (по аналогии с 16 морским каналом). Он используется для согласования взаимных действий (например, о порядке расхождения или обгона), а в случае аварий - для передачи сигналов бедствия и для переговоров при проведении спасательных операций. Маломерным судам для связи друг с другом, со своими стоянками и клубами выделены 42-й канал и 25-й канал (там, где он не занят). Радиостанции бывают носимые и стационарные. Носимые радиостанции имеют небольшую мощность передатчика, и соответственно, малую дальность действия, и используются для связи в пределах акватории порта и на внутренних водных путях, для внутрисудовой связи, а так же маломерными судами в качестве главного или дополнительного оборудования. Дальность связи – 3-4 мили. http://www.more-reka.ru/picture.aspx?size=big&imgtype=radio&imgid=1927 Стационарные УКВ- радиостанции – закреплены на штатных местах и имеют выносную антенну, установленную на самой высокой точке судна (до 10-15 м). Имея мощность передачи во много раз выше носимых радиостанций, они позволяют увеличить дистанцию уверенной связи до 30 миль. http://www.peka.ru/images/docs/67.jpg Дальность действия УКВ-связи – прямая видимость, ограниченная естественной кривизной земной поверхности. Все радиостанции, устанавливаемые на судах, плавающих на внутренних водных путях, должны обязательно иметь Допуск Речного Регистра России и Сертификат Министерства связи независимо от их принадлежности и от того, являются ли эти радиостанции главным либо дополнительным оборудованием. Все судовые радиостанции имеют пылеводонепроницаемое исполнение.
Девиз радистов: - СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА!
Добавил: nserg


РАНГОУТ:
Происхождение: от гол. rondhout — круглое дерево
совокупность надпалубных констр. и деталей суд. оборудования, предназначенного на судах с механич. двигателями для размещения суд. огней, средств связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания груз, устройств (сигнальные и грузовые мачты, грузовые стрелы и т. п.), а на парусных судах — для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты и пр.). Изготовляется из дерева с применением клеев, из стальных листов (клепкой или сваркой) или цельнотянутых труб, а также нетрадиц. материалов: армир. стеклопластика, алюминиево-магниевых сплавов и др., которые придают констр. Р. необходимую прочность при меньшей массе. Все стержневые элементы Р. независимо от их материала и назначения называются рангоутными деревами. Распределение диаметра (переменного по длине рангоутного дерева) должно соответствовать действующим нагрузкам — ветровым, инерционным (вследствие качки), усилиям от стоячего и бегучего такелажа и пр. Мачты имеют наиб, диаметр у судов с прямым парусным вооружением в районе пяртнерса, у судов с гафельным вооружением — на участке от пяртнерса до усов гафеля; бушприты — в районе форштевня; гики — на расстоянии 2/з, а гафели — '/з от их пяток (концов, примыкающих к мачте). Наим. диаметр мачт — в шпоре и у топа, реев — на ноках, гиков и гафелей — у их внеш. ноков. Так, у 4-мачтового барка достигает 62,6 м от киля, диам. у пяртнерса — 0,83 м, общая масса Р.— 140,7 т. На соврем, яхтах Р. выполняется из прессованных профилей, изготовленных из алюминиевых сплавов, что позволяет снизить его массу на 40% по сравнению с Р., клееным из древесины сосны; толщина стенок и диаметр мачты уменьшаются к топу, как и на крупных парусных судах. Размеры сечения мачт определяют расчетным путем, исходя из того, что давление ветра, распределенное по поверхности паруса, передается в виде поперечной нагрузки на мачту, гик и шкоты. Под действием этой нагрузки мачта помимо деформаций, распределенных по ее длине, получает небольшие деформации и в узловых точках, в к-рых к ней крепится стоячий такелаж. Поскольку ванты подходят к мачте под нек-рым углом, их реакция дает кроме поперечной вторую составляющую, направленную вдоль оси мачты к ее шпору. Осевое усилие Т определяется восстанавливающим моментом яхты М„: T=k[Mt/(B/2)}, где k — коэф., учитывающий предварит, натяжение вант и тягу штагов', В/2 — полуширина яхты в точке крепления вантпутенсов. Для расчета обычно используется значение /WB при крене 30°. Момент инерции площади поперечного сечения мачты рассчитывается исходя из соображений обеспечения ее устойчивости с использованием формулы Эйлера для сжатой колонны. При этом расчетным пролетом для определения момента инерции относительно продольной оси является расстояние от шпора мачты (или пяртнерса, если мачта в нем расклинена) до узла крепления ниж. вант, а относительно поперечной оси — до узла крепления ниж. штага и бакштагов. Из-за несовпадения этих величин сечение мачты имеет соотношение поперечного и продольного диам. от 1:1,25 до 1:1,85. Макс, сечение приходится на 2/з высоты переднего парусного треугольника; у топа размеры поперечного сеченая составляют 45—60% макс, сечения, у шпора — до 85%. Алюминиевые мачты имеют сечение, близкое к овалу или эллипсу, и снабжаются ликпазом или рельсом для крепления передней шкаторины паруса. На катамаранах могут использоваться мачты каплеобразного сечения, к-рые для уменьшения отрицат. влияния на обтекание паруса потоком воздуха делаются поворотными относительно своей оси. Поперечное сечение деревянных мачт может быть овальным, круглым или прямоугольным со скругленными по радиусу углами с толщиной стенок ок. Д поперечного размера сечения; в местах крепления такелажа и в ниж. части мачты делают сплошными. Кроме легких сплавов и древесины для мачт небольших гоночных яхт применяют нержавеющую сталь и углепластики, для более крупных судов — титан и стеклопластик, реже — обычную конструкц. сталь. Гики косых парусов выполняют круглого или прямоугольного сечения и снабжают рельсом или ликпазом для крепления ниж. шкаторины паруса, уст-вом для ее натяжения и приспособлением для взятия рифов. Пятка гика имеет вертлюг — шарнир, обеспечивающий соединение гика с мачтой и поворот его в гориз. и верт. плоскостях. Разновидностью гика является уишбон, состоящий из 2 изогнутых дугой и соединенных по концам металлич. труб или деревянных деталей, между к-рыми располагается полотнище паруса. Уишбон не искажает желат. цилиндричности паруса; он применяется при стаксельном вооружении и для виндсерферов. Спинакергик служит для вынесения „на ветер" шкотового угла спинакера, имеет форму кругового цилиндра с сужением к концам и снабжается приспособлениями для быстрого крепления к мачте и парусу.
Самая главная часть набора корпуса тела служителей моря не имеющая никаких ребер жесткости. Прочность  оной обеспечена не костными образованиями но желанием.

РАЗГОН ВЕТРА:
разгон волн, расстояние в направлении против ветра от заданной точки до берега или до границы ветрового поля. Р. в.— один из осн. (наряду со скоростью ветра и продолжительностью его действия) волнообразующих факторов. Зависимость сред, высоты установившихся волн в глубоководн. бас. от Р. в. х и скорости ветра и след.: /г = 0,004 2(xu4/g2)l/3, где g — ускорение силы тяжести
Этой темы т.е. разгона ветров, как успокоить бурю и способов вызова ветра мы обязательно коснемся в беседах и назовем их, скорее всего - Мистика моря. Я поделюсь некоторыми способами, которые не раз эффективно применял.


СИРЕНА:
прибор для подачи звуковых сигналов, излучающий мощный звук одного или разных тонов с помощью пара, сжатого воздуха или электрической энергии. Используется для подачи туманных сигналов на судах, береговых и плавающих маяках в качестве основного звуковоспроизводящего устройства. На судне Сирены устанавливают как можно выше, чтобы уменьшить помехи распространению звука.
1. Сире́на — (греч. Σειρῆνες, лат. Sirenes) — в греческой мифологии  - морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».
2. Сирена - красивая девченка,  пригласившая бедолагу не в Райские кусчи но... в огород. Ибо любитель порочной красоты точно получит полную ж#пу огурцов!



САЛОН:
судовой, общественное помещение, предназначенное для коллективного отдыха и развлечений экипажа или пассажиров. Может иметь специализированное назначение и соответствующее название, например: танцевальный Салон, музыкальный Салон, курительный Салон, Салон игровых автоматов и т. д. Количество и разнообразие Салонов является одним из показателей комфортабельности судна.
Любимое место времяпрепровождения уже не только девушек и женщин но и  особей, некогда рожденных мужчинами.


ТАБАНИТЬ:
грести в обратную сторону, чтобы сделать разворот или дать шлюпке задний ход. По команде "правая (левая) табань, левая (правая) на воду" гребцы правого (левого) борта заносят лопасти весел к корме, опускают в воду и гребут от кормы к носу, а гребцы левого (правого) борта продолжают грести от носа к корме, чем достигается крутой поворот или разворот шлюпки. Команда "табань обе" (табанят гребцы обоих бортов) подается, чтобы остановить шлюпку или дать ей задний ход.
Табань, планктон! (перевод сленга) - отвали, урод! 


ТРАВИТЬ:
1. Ослаблять, выпускать снасть, швартов, якорь-цепь и т. п. Травить через утку, кнехт и т. п.— понемногу перепускать снасть, задерживая ее. Обратное действие обозначается словом „выбирать".
2. Шутливое. На языке моряков: рассказывать небылицы.
3. Не шутливое. Поделиться обедом с жителями моря.

УВАЛИТЬ ПОД ВЕТЕР:
изменить курс парусного судна т. о., чтобы угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра увеличился. Идти увалисто - держать курс под большим углом к линии ветра, чем позволяют качества яхты. Судно уваливает - самопроизвольно поворачивает носом по ветру.
Добежать, доползти до подветренного борта для увлекательного рассказа Нептуну и его приближенным о том, что ты счастлив в их вледениях. Часто сопровождается подкормкой оных только что съеденым.

УЗЕЛ:
единица скорости, принятая в мореплавании. Соответствует скорости судна, проходящего 1 морскую милю в 1 ч (0,514 м/с).
Гордиев узел: По легенде жрецы фригийского храма Зевса предсказали, что первый, кто вступит в их город, будет самым выдающимся царем за всю историю страны. Первым в город въехал на своей телеге никому не известный крестьянин Гордий. Его выбрали Фригийским царем. В память о данном событии он принёс в дар храму Зевса телегу, на которой въехал в город. Гордий привязал её к алтарю таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Оракул предсказал, что человеку, который распутает го́рдиев узел, покорится весь мир. И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности — Александр Македонский (356—323 годы до н. э.). Большинство писателей сообщает, что молодой воин вошёл в древний храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассёк его одним ударом. Жрецы истолковали это так: «Он завоюет мир! Но мечом, а не дипломатией». Однако, по рассказу Аристобула, «Александру легко удалось разрешить задачу и освободить ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк — так называемый „гестор“, которым закрепляется яремный ремень». «Гордиевым узлом» называют любое запутанное дело или трудно разрешимый вопрос. «Разрубить гордиев узел» значит: смело, решительно и энергично решить сложное дело.
Узелок на память: крылатое выражение, означающее что-то непременно запомнить!


ФЕЛЮГА:
1. Лодка на средиземноморских галерах, служившая для связи с берегом и между судами. Имела 3 — 5 пар весел, мачту с косым парусом.
2. Небольшое парусное судно прибрежного плавания в странах Средиземноморья для перевозки грузов и рыболовства. Имела 1 — 3 короткие мачты с косыми парусами, а иногда и весла. Использовалась греческими пиратами, в этом случае имела 6 — 8 пушек.
3. Парусно-гребная или парусно-моторная рыбацкая лодка на Черном и Азовском морях. Оснащалась мачтой с косым четырехугольным парусом. Длина около 6 м, ширина около 2 м, осадка около 0,5 м, грузоподъемность 5 — 6 т. 4.
Ты глянь какая фелюга пошла, я б ей под кормовой срез вьехал!... - Разговор бывалых.

ФОРДЕВИНД:
1. Курс судна, совпадающий с направлением ветра. Иногда Фордевинд называют полным ветром, а про судно, идущее в Фордевинде, говорят, что оно идет полным ветром. На судах, оснащенных косыми парусами, различают Фордевинды правого и левого галса — по названию борта, противоположного тому, на котором расположен грота-гик.
2. Тип поворота парусного судна, когда оно меняет галс и пересекает линию ветра кормой. На яхтах с косым вооружением при этом происходит перемещение гика с борта на борт, иногда сопровождаемое рывком гика-шкота, поэтому в сильный ветер поворот Фордевиндом на малых судах опасен.
Скрутить фордака — сделать поворот фордевинд.
Скрутить фордака — передумать, отказаться от намерения, уйти от... (отношений, жены, проблем).

ХАЧБОТ:
Происхождение: англ. hatch boat — судно с садком
рыболовное судно с разборной палубой и одним или несколькими закрывающимися садками для живой рыбы, распространенное преимущественно в США до середины XX в.
Любое плавающее транспортное средство доверху набитое хачиками.

ХОЙ:
Происхождение: гол. heu
1. Небольшой парусно-гребной бот, применявшийся преимущественно в Голландии в эпоху парусного флота для перевозки пассажиров и грузов с берега на большие суда, а также для каботажного плавания.
2. В начале XX в. разновидность лихтера.
Более мягкое, удобоваримое для слуха произношение очень распростаненного слова с среде русскоговорящих жителей Земли.

ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ судна:
точка приложения аэродинамических сил давления ветра на надводную часть судна. Принимается в центре тяжести проекции надводного борта, надстроек, рубок, дымовых труб, рангоута и пр. на диаметральной плоскасти судна. Для парусных судов Центр Парусности принимается в геометрическом центре тяжести площади всех парусов, поставленных строго в диаметральной плоскости.


ЦЕНТРОВКА ЯХТЫ:
расстояние по горизонтали между условным центром парусности и центром бокового сопротивления на парусном судне. Обычно центр парусности располагают впереди центра бокового сопротивления, чтобы компенсировать действие приводящего к ветру момента, который возрастает при увеличении крена судна. Величина Ц.Я., обычно выражаемая в процентах длины судна по конструктивной ватерлинии, зависит от конфигурации подводной части корпуса, типа парусной оснастки и остойчивости судна. Чем ниже остойчивость судна, тем большей должна быть Ц.Я., чтобы воспрепятствовать зарыскиванию судна на ветер при его усилении. Конструкция парусного вооружения яхт предусматривает регулировку Ц.Я. при эксплуатации судна путем перемещения в небольших пределах степса мачты, ее наклона, изменения погруженной формы и площади шверта, применения дополнительных швертов и сменных парусов.

ЧАРТЕР:
Происхождение: англ. charter договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду всего судна или его части на определенный рейс или срок. Чартер — наиболее старая и в то же время наиболее распространенная в практике международного торгового судоходства форма договора. Чартер должен содержать наименование сторон (фрахтователя и фрахтовщика) с указанием их местонахождения, размер фрахта, принадлежность, обозначение и характеристику судна и груза, условия их замены; места погрузки, назначения или направления судна. В Чартер могут быть включены по соглашению сторон и иные условия и оговорки, например оговорка о сохранении за фрахтователем права на погрузку на зафрахтованное им судно любого законного груза. Чартер подписывается фрахтовщиком и фрахтователем либо их представителями (брокерами). Размер или ставка фрахта устанавливаются исходя из единицы количества (массы или объема) груза, положенной в основу расчетов сторон по фрахту.
Развод на бабло желающих почувстовать себя не столько Волком Ларсеном...  сколько Романом и Дашей!

ЧАЙКА:
речное гребное судно запорожских казаков XVI — XVII вв., приспособленное для морских походов. Чайки несли 12 — 15 пар весел, съемную мачту высотой до 4 м с прямым парусом, который ставили при попутном ветре. Рулевые весла на носу и корме позволяли легко маневрировать в узкостях. Днище Чайки выдалбливали из толстого ствола ивы или липы, борта наращивали из досок. Корпус смолили и снаружи вдоль бортов подвязывали толстые жгуты из камыша, повышавшие остойчивость и непотопляемость Чайки на волнении. На нескольких десятках Чаек казаки совершали дерзкие набеги на турецкие порты Черного моря от Крыма до Синопа (наиболее крупные походы в 1589, 1604 и 1615 гг.), одерживая верх над турецкими галерами благодаря преимуществу в маневренности. Длина Чайки до 20 м, ширина 3 — 4 м, экипаж 50 — 70 чел. На борту имелся запас оружия и провианта. Вооружение: от 2 до 6 легких пушек (фальконетов).
Разновидность морских птичек,  которые, чаще всего - гордо реют!

ШВАРТОВ:
Происхождение: от гол. zwaartouw
трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала или у борта др. судна. В качестве Швартовов используются стальные, а также растительные или синтетические тросы из прочных, гибких и износостойких волокон. Их различают по направлениям относительно судна: продольные Швартовы и шпринги (носовые и кормовые) создают усилия, препятствующие перемещению судна вдоль причала, прижимные Швартовы — в перпендикулярном направлении. Минимальное количество Швартовов, длина и диаметр каждого из них, а также разрывное усилие определяются правилами классификационных обществ. Из условия удобства работы со Швартовами из растительных волокон их диаметр должен быть не менее 20 мм. Для подачи Швартовов на причал или др. судно иногда используются бросательные концы, а также проводники — легкие и прочные канаты, которые крепятся к Швартовам и служат для их выбирания. На большие расстояния Швартовы передают с помощью линеметателей.

ШКОТ:
Происхождение: гол. schoot
1. Снасть бегучего такелажа, с помощью которой нижние — шкотовые углы парусов растягиваются порею или гику либо оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый Шкот получает дополнительное наименование по названию паруса: стаксель-Шкот, грота-Шкот и т. п.
2. Многошкивные тали для установки гика под нужным углом к ветру, например грота-гика-Ш., спинакер-гика-Ш. и т. п. Шкоты передних парусов на современных яхтах, как правило, выбирают с помощью многоскоростных лебедок шпилевого типа.

ЩЕЛЕВАЯ КОРРОЗИЯ:
ускоренное локальное разрушение металла в небольших зазорах и щелях (глубиной от сотых долей миллиметра до нескольких миллиметров) судовых конструкций, имеющих болтовые и заклепочные соединения деталей внахлестку. Возникает в электролитах (морская вода) или атмосфере при ослаблении уплотняющих элементов, отслоении защитных покрытий на участках поверхности, обрастающих микроорганизмами, со скоплениями песка, грязи и т. п. В этих условиях ограничен доступ электролита в щель, замедлен подвод кислорода и др. агентов коррозии, а также отвод продуктов коррозии, что приводит к образованию макроэлемента между участком металла в щели и поверхностью, свободно омываемой электролитом. Из судостроительных материалов большую склонность к Щелевой Коррозии в морской воде по сравнению с углеродистыми и низколегированными сталями имеют нержавеющие стали, алюминиевые и медноникелевые сплавы. Методы предотвращения Щелевой Коррозии: создание конструкций без щелей, с непроточным электролитом; применение более стойких к Щелевой Коррозии металлов, использование катодной или протекторной защиты.
Может приключиться, если пренебрегать личной гигиеной.

ЩЕПОВОЗ:
грузовое судно для перевозки древесной щепы — сырья для целлюлозно-бумажного, гидролизного производств и изготовления древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит. Первый Щеповоз вступил в эксплуатацию в 1964 г. Крупнейшим в мире щеповозным флотом владеет Япония.
Одни нащипали... другой повез!

ЭЛЛИНГ:
Происхождение: гол. helling
производственное здание, сооружаемое над сухим или наливным доком, наклонным или горизонтальным стапелем). Предназначено для защиты работающих от неблагоприятных климатических условий. Как показывает опыт, работа в условиях Эллинга обеспечивает повышение производительности труда на 10 — 15 %. Эллингом иногда называют также подъемно-спусковое сооружение типа продольного слипа, на котором поднимаемое из воды судно не передается на горизонтальный стапель, а остается на месте в наклонном положении (т. н. Эллинг Мортона).
После трудов праведных там можно и по пивку...

ЭМБАРГО:
Происхождение: исп. embargo — наложение запрета, арест
санкция одной или нескольких стран в отношении государства — нарушителя международного права. Заключается в полном прекращении торговли с ним или прекращении поставок отдельных товаров, а также в задержании судов, его грузов и др. имущества и запрещении захода судов правонарушителя в порты стран, применивших Эмбарго.

ЮБКА:
гибкое (эластичное) ограждение, расположенное под корпусом судна на воздушной подушке и отделяющее область сжатого воздуха от окружающей атмосферы.
Элемент одежды представительниц слабого (?) пола и шотландцев.

ЮФЕРС:
Происхождение: гол. juffers
деревянная или металлическая деталь с несколькими отверстиями для прохода снастей, служащая для обтягивания стоячего такелажа.

ЯХТА:
Происхождение: англ. yacht, гол. jacht, нем. jagen — гнать
судно, оснащенное парусами или оборудованное механическим двигателем, предназначенное для прогулок, туризма или спорта. Чаще всего Яхтами называют малые парусные суда независимо от их размерений и конструктивного типа. К моторным Яхтам относят катера длиной свыше 8 м с комфортабельными каютами. Парусно-моторные Яхты (с вспомогательными двигателем) имеют нормальное парусное вооружение и снабжены небольшим двигателем мощностью 0,7 — 2,2 кВт на тонну водоизмещения, который сообщает скорость 3 — 6 уз. При мощности двигателя свыше 2,2 кВт, повышенной дальности плавания судна и уменьшенной площади парусов Яхты относят к моторно-парусным. В зависимости от назначения Яхты бывают гоночными, крейсерско-гоночными, прогулочными и туристскими. В отличие от прогулочных Яхт, рассчитанных на кратковременное плавание и не имеющих закрытых помещений, но часто снабженных рубкой-убежищем от непогоды, туристские Яхты оборудуются комфортабельными помещениями для экипажа, санузлом, камбузом, мощным двигателем. По конструкции парусные Яхты бывают килевыми — имеющими постоянный плавниковый киль или киль, образуемый плавными обводами корпуса, швертботами — с килем, убирающимся в колодец внутри корпуса, и компромиссами, у которых шверт проходит сквозь балластный фальшкиль, закрепленный под днищем. Швертбот и компромисс предназначены для плавания на мелководных акваториях.
Предмет роскоши, элемент красивой жизни, голубая мечта многих!

ЯКОРЬ:
специальной формы кованая, литая или сварная конструкция, предназначенная для удержания судна или др. плавучего объекта на стоянке в море за счет взаимодействия с грунтом и связанная с судном посредством якорной цепи. Усилие, которое Якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Она зависит от веса Якоря и свойств грунта. Наибольшую держащую силу Якорь имеет на плотном песке. Эффективность Якоря оценивается коэффициентом держащей силы — отношением держащей силы к весу Якоря. По назначению Якоря делятся на становые (в носу) — для удержания судна на стоянке и вспомогательные (в корме) — для разворота судна, стоящего на становом Якоре, удержания судна лагом к ветру (стоп-анкеры, верпы). Основой конструкцией Якоря является продольный стержень — веретено, в верхней части которого имеется скоба для крепления Якоря к якорной цепи, а в нижней — лапы и рога, прикрепляемые к веретену неподвижно (узел крепления — тренд) или на шарнире в коробке. Некоторые Якоря для повышения силы сцепления с грунтом имеют шток — стержень, ориентированный поперек веретена. Шток может быть установлен на веретене, на лапах, на коробке Якоря. Классифицируют Якоря преимущественно по числу рогов и лап. В качестве становых используются двурогие Якоря, которые делятся на Якоря с неподвижными лапами и штоком, с поворотными лапами без штока, с поворотными лапами и штоком. К Якорям с неподвижными лапами и штоком относится адмиралтейский Якорь, шток которого перпендикулярен к плоскости лап и веретена (коэффициент держащей силы 10 — 12). В группу Якорей с поворотными лапами без штока входят якорь Холла, у которого веретено шарнирно крепится в коробке, отлитой вместе с лапами (коэффициент держащей силы 3 — 4), и якорь Грузона, по конструкции и характеристикам близкий к якорю Холла. Якоря Матросова и Данфорта — с поворотными лапами и штоком, имеют длинные, вытянутые вдоль веретена лапы. У якоря Матросова функции штока выполняют выступы на лапах, у якоря Данфорта шток размещен на коробке. Коэффициент держащей силы Якорей этой группы 6 — 12, причем меньшие значения у Якорей большей массы. Якорь с поворотными лапами и штоком называют Якорем повышенной держащей силы. Имеются конструкции Якорей, у которых веретено и лапы выполнены полыми, что повышает коэффициент держащей силы. Якоря с числом лап 3 — 5 в морской практике используют редко. К однорогим Якорям относятся доковый и ледовый. Доковый Якорь служит для долговременного закрепления плавучих доков и земснарядов (коэффициент держащей силы 10 — 12), ледовый якорь закрепляют за край полыньи при стоянке судна во льдах. Его масса не превышает 150 — 180 кг, а держащая сила определяется в основном прочностью льда и лапы Якоря. К безрогим Якорям относится мертвый якорь (в виде пирамиды, сегментный, грибовидный и винтовой). Держащая сила мертвого Якоря, представляющего собой усеченную пирамиду из чугуна или железобетона, близка к его массе. Сегментный Якорь, выполняемый в виде отливки, лучше входит в грунт и имеет коэфициент держащей силы 2,5. У грибовидного Якоря этот коэфициент 6 — 10. Винтовой Якорь напоминает большой шуруп, который водолазы ввинчивают в грунт. Его держащая сила зависит в основном от свойств грунта. Безрогие мертвые Якоря применяют для оборудования рейдов и гаваней (удержания швартовных бочек, буев и т. п.), в качестве судовых Якорей они не используются.
То, что нас порой держит не оставляя возможности реализовать юношеские грезы - ответственность, семья, родители. Часто в Жизни это оказывается мертвым якорем. (см. Мертвый якорь).
Tags: — Морское дело (словарь)
Subscribe

  • Книги Николая Коланова

    Получил книги Николая Каланова: Словарь морского жаргона и Англо-русский словарь морских идиом и жаргона. Всем, кто близок к морю, настоятельно…

  • Мои члены экипажа

    У животных, не хуже, чем у нас, - Homo, развито чувство прекрасного. А у кого-то из них, без сомнения, лучше. Мой верный и преданый член…

  • Обзор старых яхт или, - Брошенные дети моря. Яхта GRAMPIAN 23'

    Обзор старых яхт или мне больше по сердцу название этого формата - Брошенные дети моря. Сегодня я вам покажу яхту GRAMPIAN 23'. Она так же в ожидании…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • Книги Николая Коланова

    Получил книги Николая Каланова: Словарь морского жаргона и Англо-русский словарь морских идиом и жаргона. Всем, кто близок к морю, настоятельно…

  • Мои члены экипажа

    У животных, не хуже, чем у нас, - Homo, развито чувство прекрасного. А у кого-то из них, без сомнения, лучше. Мой верный и преданый член…

  • Обзор старых яхт или, - Брошенные дети моря. Яхта GRAMPIAN 23'

    Обзор старых яхт или мне больше по сердцу название этого формата - Брошенные дети моря. Сегодня я вам покажу яхту GRAMPIAN 23'. Она так же в ожидании…