?

Log in

No account? Create an account

Вокруг Света на веслах

Сергей Морозов и группа поддержки проекта «Вокруг Света на веслах»

Previous Entry Поделиться Next Entry
Морское дело.
Навигатор
navigatorpirate
Беседа вторая.
Навигация.


Навигация (лат. navigatio, от лат. Navigo — плыву на судне):

Плавать на судне будут салаги, и судно у них будет из под лежачего больного! Мы же с Вами пойдем, но и этого еще мало ибо надо идти в нужном направлении. А вот как его определить, нанести на карту местоположение или снять с нее показания  мы с Вами  и попробуем разобраться! Итак, азы навигации...



Если вы мне доверяете, а если вы полистываете мой блог, то надеюсь, хоть коим образом вы относитесь с доверием ко мне и мной написаному. Посему я не буду утруждать ни себя ни вас лекцией по  навигации, а расскажу вам, на мой взгляд — главное! И если вы примете и осознаете это, то вам будет и море по колено, и океан — не так велик. Чтож, буду с вами правдивым и открою некоторые секреты, которыми пользуюсь до сих пор.

Прежде всего то, что не поддается никакому сомнению: — Земля кругла!
И посчитали—ли ее как сфероид или референц—эллипсоид Красовского нас нисколько не волнует, ибо в навигации, как науке прикладной Матушку нашу договорились считать за шар, отсюда и поскачем!

Воображаемая ось Земли, вокруг которой происходит суточное вращение пересекается с ее поверхностью в двух точнах, называемых географическими полюсами. Один мы называем Северным (N), другой  Южным (S).

Окружность большого круга, плоскость которого перпендикулярна к оси вращения Земли и делит ее на две равные части называется экватором.
Полушария соответственно называются северным полушарием и южным полушарием. Окружности же малых кругов, плоскости которых параллельны плоскости земного экватора, называются параллелями. Параллель, проходящая через данную точку называется параллелью места.

Если условно рассечь земной шар плоскостями, проходящими через географические полюсы Земли, то в сечении так же мы получим большие круги, которые называются географическими или истинными меридианами. Один из меридианов условно принят за начальный или нулевой меридиан, аккурат проходящий через Гринвичскую обсерваторию близ Лондона. Наш пострел и здесь поспел!
Отсюда и название нулевого меридиана — Гринвичский меридиан! Англичане здесь, увы, рулят.



Еще малость терпения, разберемся с широтой и долготой, морской милей, градусом, минутой и можно будет в море! Ибо то, что вы сейчас узнаете — азбука, которая позволит вам приноровиться к карте любого масштаба и снять или найти свое место на ней.

Далее...

Для определения места (любой точки) на поверхности земного шара необходимо знать его координаты — широту и долготу.

Широтой места называется дуга меридиана, заключенная между экватором и и параллелью данного места. Так как экватор делит земной шар на два полушария — северное и южное, то и широта соответственно может быть северной или южной, в зависимости от того, в какую сторону от экватора находится данное место.
Северную широту обозначают буквой N и говорят: широта нордовая  (северная), для расчетов она имеет знак плюс (+).
Южную широту обозначают буквой S и говорят: широта зюйдовая  (южная), для расчетов она имеет знак минус (—).
Широта места изменяется от 0 градусов (экватор) до 90 гр. (полюсы). В судовождении мы обозначаем широту греческой буквой φ (фи).

Долготой места называется дуга экватора, заключенная между начальным (нулевым) меридианом и меридианом места. Долгота может быть восточной или западной, в зависимости от того, по какую сторону от начального меридиана расположено данное место.
Восточную долготу обозначают буквой О или Оst и говорят: долгота остовая (восточная), для расчетов она имеет знак плюс (+).
Западную долготу обозначают буквой W и говорят: долгота вестовая (западная), для расчетов она имеет знак минус (—). Долгота изменяется от 0 до 180 градусов. На Гринвичском меридиане долгота будет нулевой. В судовождении мы обозначаем долготу греческой буквой λ (лямбда)



.



Расстояния на море, как известно, измеряются   морской милей.
Морская миля равна величине одной дуговой минуты земного меридиана. Но так как Земля в действительности не шар, то и линейная величина одной минуты земного меридиана в разных широтах неодинакова. Для простоты расчетов в России принято считать, что морская миля равна 1852 метрам   или   6080 футам.


Просто запомнить!

Узел — единица скорости, равная одной миле в час, т.е. 1852 м. в час.

Кабельтов  (обозначение, напр.1 кбт) — 1/10 морской мили - 6" угловых секунд меридиана - 185,2 метра.

Градус (обозначение, напр.)— единица измерения земных координат, равен 60 минутам.

Минута (обозначение, напр.1') — единица измерения земных координат, равна одной морской миле, т.е. 1852 метрам.
Соответственно, один градус широты равен шестидесяти милям.

Ну вот, это основное, без чего мы не сможем двигаться дальше. Тем более выйти в море без знаний этих азов, если вы решили взять на себя смелость управления яхтой, судном! Хотя мне уже повстречался «капитан» сегодняшнего розлива, который из вышесказаного не знал почти НИЧЕГО!

Координаты можно определить разными способами. Самый распространенный, это система GPS или ГЛОНАСС. Так же это можно сделать астрономически с помощью секстана, гномона, астролябии. Визуальных или радио - пеленгов, по опросу проходящих мимо судов и т.д. Некоторые способы мы с вами рассмотрим.

Один  из  моих секретов в том,  что какие бы я не имел на борту приемники навигационных систем   (NAVSTAR GPS, ГЛОНАСС, NAVSAT, ЛОРАН-С и т.д.)  я   ВСЕГДА   веду параллельно прокладку по старинке, на СВОИХ картах в основном генерального масштаба. Вылетела вся электроника — сяду на бумажную карту и поеду по счислению!
Точность, как известно, — вежливость королей, неточность — вежливость снайперов! Мы с вами не те и не другие, потому и постараемся не пренебрегать максимальной точностью в этои деле. Тем более, когда вам вверено не только судно но и души остальных членов.
Никогда не расчитывайте полностью на электронику! Пофантазируем?
Молния, — вылетела вся электроника и ваши две независимые системы GPS. Вы к ручному GPS приемнику, а там батарейки сели! А вы аккурат посередине Тихого (Индийского, да пусть даже и Атлантики) и что? Куда вы доедете? А так у вас есть последняя обсервованная точка не более чем суточной давности и по счислению да по опросу проходящих судов, если правда УКВ-радио работает, можно относительно точно прийти туда, куда вы и держите путь! Что для этого желательно знать и уметь еще, я расскажу в остальных беседах.
Ведь можно остаться и без компасса...

Если есть что добавить, — добавляйте на мой банковский счет... :-)   ...     но на вопросы по теме отвечу с удовольствием!


>я ВСЕГДА веду параллельно прокладку по старинке, на СВОИХ картах

Бурные аплодисменты.

Спасибо, я рад что Вы понимаете важность оного.

Занимательная задачка про навигацию.

Раз уж поднялась такая тема, занимательная задачка для лучшего понимания читателями параллелей и меридианов( правда не про яхты):

Может ли быть так, чтобы самолет стартовал из точки, пролетел 100 км на юг, потом 100 км на восток, потом 100 км на север и вернулся в точку старта?

Сергей, не подсказывай плиз ответ раньше времени.

Edited at 2010-09-24 05:24 (UTC)

А и Б сидели на трубе

пятиклассник сходу отгадает, а вот взрослого и заклинить может.

Утверждать не могу, но мне на занятиях по навигации вбили, что 1миля = одной минуте по ШИРОТЕ. По долготе тоже может быть иногда равна, но когда меряем- откладываем только по широте !!!

Так вроде он о том же и говорит:

Морская миля равна величине одной дуговой минуты земного меридиана. Но так как Земля в действительности не шар, то и линейная величина одной минуты земного меридиана в разных широтах неодинакова. Для простоты расчетов в России принято считать, что морская миля равна 1852 метрам или 6080 футам.

Если меряем по меридиану, то это по широте и есть. Наверное смутило то, что даже для разных широт угловая минута разная( Земля все же не идеальный шар). Правда колебания там совсем небольшие, поэтому ими можно пренебречь.

спасибо! крупицы для прекрасного пособия юношам бледным со взором горящим.

Сергей, расскажи, плиз, как пользоваться секстанон, гномоном, астролябией и для чего капитанам нужен был хронометр для определения места. также для чего нужен лаг.

Ну, наконец-то я начал что-то понимать в терминологии )

Спасибо, очень доходчиво!
С нетерпением жду продолжения

Спасибо Вам!
Значит стиль изложения приемлем и устраивает всех? Или будут какие пожелания для следующих бесед?

Хорошее начало для будущего морского волка. :-)

Спасибо, да, я постараюсь в процессе бесед дать тот минимум, без которого ну никак в море! Хотя... попадаются уже разные... чудаки (м)!

Очень познавательно.
Хоть у меня и нет яхты, но мало ли в какой ситуации может оказаться человек. Знания никогда не бывают лишними.
Да, немного женской логики. Широта - это вертикальный отрезок на глобусе, а долгота - горизонтальный? Я бы их наоборот назвала.

повернуть женскую логику на 90о и будет верно:)

Очень доходчиво. Даже я поняла :)

я жестче говорю - "плавает г..., мы ходим"...:))
внук еще не вернулся, посажу сразу читать...

Есть такое, говорят...
Но я как-то постеснялся здесь использовать сей слоган.

(Удалённый комментарий)
Спасибо за Ваш интерес - обязательно! И прокладки мы коснемся, и девиации с течениями... Если честно (между нами), когда воды много т.е. океан, и величины незначительны и компенсируют себя, я их просто не чситаю. Но в море, вблизи берегов - надо!

проэкзаменовал...
половину не усвоил - завтра будет по второму разу учить...:)

Ве его не очень там напрягайте, Саша, хорошо?
Я ему не поленюсь все повторить посередине Тихого... предметно!
После этого и запомнит на УСЮ ЖИСТЬ!

Отличный пост! :)

Кстати, для сухопутного народа, по привычке считающего маршруты в километрах, стоит добавить, что 1 градус равен приближенно 111 км.

Спасибо!
Добавлю обязательно... хоть у нас и про море.

требуйте долива..

спасибо, очень интересно, но мало. ну, и для закрепления - задачки очень бы даже, а то тут и попробовать то не на чем особо

Re: требуйте долива..

Вам спасибо!
А задачки не напрягут аудиторию?
Ведь не все Кулибины, однако, как и я, собсно...
Но если есть желание, то я их подготовлю чуть позже, когда снова к навигации вернемся, ОК?

Хотя мне уже повстречался «капитан» сегодняшнего розлива, который из вышесказаного не знал почти НИЧЕГО!

Довелось мне по лейтенантству столкнуться с индивидуем... Стоял вахтенным штурманом. Зашёл в штурманскую корабельный комсомолец: "Зам спрашивает, сколько за сегодня миль прошли?"
Будучи сильно занят, кидаю ему измеритель:
- Измерь сам, - и, подозревая, что офицер может не знать основ навигации, добавляю, - Одна минута - одна миля...
Оторвавшись от навигационного журнала и взглянув на карту, начинаю сползать на палубу - комсомол "снимал" минуту со шкалы долготы...

Бывает и хуже!
Рад повстречаться с коллегой и единомышленником!