Сергей Морозов (navigatorpirate) wrote,
Сергей Морозов
navigatorpirate

Category:

Сложная буксировка

Иногда в море или даже чаще в непосредственно вблизи берега приходится прибегать к буксировке по тем или иным причинам. Они бывают разные, в зависимости оп положения буксира и буксируемого, погодных условий, тоннажа и того и другого. Лучше конечно избегать такого способа передвижения, за теми редкими случаями, когда это скорее способ доставки потерпевшего. Как, например, у этих ребят...




Буксировка судна - один из важнейших моментов в плавании. К буксировке судна нужно быть готовым и знать некоторые правила о которых я расскажу. Рассмотрим три случая буксировки катера (яхты) - когда буксируют вас, когда буксируете вы и буксировка катеров (яхт) борт к борту.


Если буксируют Вас:

Если вас берут на буксир, используйте свой трос, а не буксировщика. Буксировочный трос должен быть самым толстым и длинным из всех имеющихся в шкиперском рундуке судовых концов. Крученый трос для буксировки предпочтительнее т.к он намного лучше плетёного демпфирует рывки. Если нет цельного троса подходящей длины, срастите по длине несколько концов подходящего диаметра.

На волне рывковые нагрузки от буксира могут оказаться больше той, на которую рассчитаны носовые швартовные утки. Поэтому катер лучше буксировать, распределяя нагрузку сразу на обе утки через шпрюйт.
Всегда заводите буксирные концы на утки или другое надежное палубное оборудование таким образом, чтобы их можно было отдать под нагрузкой. Для этого лучше использовать несколько восьмерок или буксирный узел.
Матрос, который идёт на бак работать с буксиром, должен быть в спасательном жилете.

В сильный ветер и волнение зачастую трудно передать буксирный конец. Лучший выход — использовать более тонкий бросательный конец. Конец можно также привязать к объёмному кранцу и сплавить его в сторону буксировщика по течению (если вы стоите на якоре) или по ветру.

Моторные суда на буксире плохо управляются, поскольку через рули нет сильного потока воды от винтов. Правда, катера с колонками или подвесными двигателями ведут себя еще хуже. Поэтому очень важно в начале буксировки подобрать длину буксирного, чтобы добиться устойчивого движения вашего судна. Катера с глиссирующими обводами могут зарываться носом при буксировке, их будет водить из стороны в сторону, поскольку усилие на буксировочном конце давит нос. В такой ситуации имеет смысл создать дифферент на корму, сместив тяжелое оборудование и людей назад.


Когда буксируете Вы:

Если вы решили кого-то взять на буксир, сначала оцените обстановку, а уже потом приближайтесь вплотную к потерпевшему. Увидев у него по корме трос или сеть, маневрируйте аккуратно, чтобы самому не угодить в такую ловушку. Если судно на мели, подходите медленно, чётко отслеживая глубину и если под килем зашуршало - давайте задний ход строго в обратном направлении.

Так же, как в случае с буксируемым, лучше завести шпрюйт на обе кормовые утки. Здесь это даже более важно: при тяге только за одну кормовую утку могут возникнуть проблемы с управляемостью. Привязанный к шпрюйту буксир не должен по нему скользить.

Установите связь между катерами, лучше по радиосвязи. Если её нет, тогда договоритесь о сигналах руками. Начинайте буксирование медленно, постепенно увеличивая обороты, пока буксируемый не достигнет максимально комфортной для него скорости. Придерживайтесь водоизмещающих скоростей. Останавливаясь, сбрасывайте скорость тоже плавно. Помните об ограниченных возможностях буксируемого: отвернуть от препятствия или избежать удара вам в корму при резкой остановке он практически не в состоянии.

В отличие от парусной яхты катер обычно имеет высокие надстройки, но сидит в воде неглубоко и при порывах бокового ветра легко сносится. Посему не проходите рядом с препятствием - буй, судно на якоре, особенно если оно с подветра. Помните, что винты движителя были спроектированы под ход без такой нагрузки. И держать повышенные обороты не имеет особого смысла. Просто сожжёте много топлива при небольшой прибавке в скорости.


Буксировка катера (яхты) борт к борту:

Как только вы подошли к порту или марине, перейдите в режим буксировки лагом. Это позволит более безопасно маневрировать в ограниченном пространстве или подойти вплотную к причалу. Не пытайтесь сделать буксирный трос короче для увеличения контроля над буксируемым. Помните: когда буксир останавливается, буксируемое судно продолжает двигаться. При буксировке лагом для швартовки используйте шпринги, прижимные швартовы на носу и корме и, конечно, побольше кранцев. Буксируемое судно лучше закрепить в носовой части буксира, т.к это даёт большее плечо приложения тяги винтов. Имейте в виду: поворот в сторону от буксируемого (вправо, если он по левому борту, и наоборот) будет намного труднее, т.к плечо меньше. Лучше задуманный маневр выполнить, подработав кормой на заднем ходу.

Вот, в качестве примера - короткое видео, как себя ведет яхта на буксире и почему буксировки в открытом море следует избегать.
Лодка идет за буксиром очень неустийчиво, подвержена сильным килевой и бортовой качкам,  рывкам. Мне кажется, что проще и надежней дойти до берега самому, под парусом и лишь там воспользоваться буксиром.  




Но в море ситуации бывают очень разными. Так что надо быть готовым порой   к  очень забористым неожиданностям!
Удачи и семь фуНтов под килем!

Tags: — Морское дело (беседы)
Subscribe

  • Книги Николая Коланова

    Получил книги Николая Каланова: Словарь морского жаргона и Англо-русский словарь морских идиом и жаргона. Всем, кто близок к морю, настоятельно…

  • Мои члены экипажа

    У животных, не хуже, чем у нас, - Homo, развито чувство прекрасного. А у кого-то из них, без сомнения, лучше. Мой верный и преданый член…

  • С Наступающим 2021 годом!

    Поздравление с Новым 2021 годом от Сергея Морозова!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Книги Николая Коланова

    Получил книги Николая Каланова: Словарь морского жаргона и Англо-русский словарь морских идиом и жаргона. Всем, кто близок к морю, настоятельно…

  • Мои члены экипажа

    У животных, не хуже, чем у нас, - Homo, развито чувство прекрасного. А у кого-то из них, без сомнения, лучше. Мой верный и преданый член…

  • С Наступающим 2021 годом!

    Поздравление с Новым 2021 годом от Сергея Морозова!