?

Log in

No account? Create an account

Вокруг Света на веслах

Сергей Морозов и группа поддержки проекта «Вокруг Света на веслах»

Previous Entry Поделиться Next Entry
Madagascar. Nosy-Be. Russian on Nosy-Be / Мадагаскар. Носи-Бе. Русские на Nosy-Be
HIKARI
navigatorpirate
Несколько недель назад познакомился с бывшим военным, живущим в Африке более 20 лет, на Мадагаскаре - 10...  Участник военных экспедиций Франции по Африканскому континенту, большой любитель и знаток Истории Мадагаскара. Поделился со мной фото и копией книги о пребывании 2-го Тихоокеанского Флота на Мадагаскаре в 1904-1905 годах... Но больше всего меня заинтересовало появление братских могил в Русской Бухте и там же целая улица домов, оставшихся после стоянки эскадры... которые мы нашли недавно.

NOSSY BE escadre RUSSE 1905

Как рассказывает эта документальная книга со множеством фото и планов, один из российских военных судов остался в Русской Бухте, отказавшись идти на Дальний Восток для сражения с японцами при Цусиме. Затопив свой корабль в Русской Бухте, они остались на Мадагаскаре. Вот откуда там целая улица домов, оставшихся после них и братская могила. Наши, русские источники об этом случае отказа и выхода из состава флота умалчивают.

Памятник "ДОБЛЕСТНЫМ РОССИЙСКИМ МОРЯКАМ ЭСКАДРЫ АДМИРАЛА РОЖЕСТВЕНСКОГО 1904 г. БЛАГОДАРНЫЕ ПОТОМКИ"... в   Hellville и две могилы рядом  упоминаюстя везде. О могилах же в Русской Бухте найденных нами нигде никакой информации в русских источниках нет. Может причина в мятежном корабле и его экипаже, оставшемся на Мадагаскаре навсегда?

Вот что пишут об этом французы:

NOSY BE

L'épopée des Russes

baie-des-russes

Mais que faisaient les Russes à Nosy Be?

En 1905, la Russie et le Japon se faisaient la guerre. Dans ce contexte, la flotte russe de la Baltique tenta de rejoindre le Japon par le sud en faisant escale à Nosy Be. Les marins russes y passèrent deux mois et demi de fête arrosés au...cognac. Avant d’être battus par le Japon.


Les touristes à qui l’on vante les charmes de la « Baie des Russes », entre Nosy-Be et Nosy Iranja, se demandent souvent ce que les Russes ont bien pu venir faire à Nosy-Be. Pour retrouver les origines de cette toponymie il faut remonter à …1905 !

baie-des-russes2


L’amiral Rodjestvenski,
commandant de la flotte russe

Un peu d’histoire

Au début du siècle, le Japon, inquiet des visées des Russes sur la Mandchourie et la Corée, décide d’attaquer – sans déclaration de guerre – la base navale-clé des Russes en Mandchourie : Port-Arthur. Après une succession de batailles sanglantes, la flotte russe de la Baltique sous le commandement de l’Amiral Rojdestvenski, appareilla pour se joindre à la guerre : une partie passa par le canal de Suez, l’autre contourna le Cap de Bonne-Espérance. Le regroupement se fit …à Nosy-Be.


Mouillage à Nosy-be

En fait le point de jonction devait être Diégo-Suarez, mais la France étant officiellement neutre dans le conflit russo-japonais, elle ne pouvait accueillir l’escadre russe dans « le point d’appui » de la flotte française. L’escadre fut donc dirigée vers la baie d’Ampasindava…du moins d’après les déclarations officielles. En fait les bateaux étaient bien dans le port de Nosy-be, c’est-à dire dans les eaux territoriales ! D’ailleurs, les Japonais ne furent pas dupes et adressèrent des protestations au gouvernement français.
Le premier navire mouilla à Nosy-Be le 24 décembre 1904. Il fut bientôt rejoint par les autres navires, une trentaine, anciens et peu opérationnels pour la plupart, dont le fameux croiseur Aurore dont partirait, en 1917, le premier coup de canon de la Révolution d’Octobre en Russie.

L’odyssée de l’ANADYR

Deux bateaux russes seulement avaient fait escale à Diégo : le Kouban et l’Anadyr. Ce dernier connut une aventure fantastique. Pendant la bataille de Tsoushima, dans la nuit, ayant échappé par miracle aux contre-torpilleurs japonais, l’Anadyr se trouva isolé et profita de l’obscurité pour quitter le champ de bataille. Faisant route vers le sud, il eut la chance de ne croiser aucun vaisseau ennemi et, 45 jours après la bataille, il vint mouiller à Diégo-Suarez. D’après le récit de Mortages, ce dernier, étant monté à bord, il fut accueilli par une question du commandant qui le stupéfia : «Connaissez-vous le résultat final de la bataille de Tsoushima ? » D’ailleurs, Madagascar et l’Anadyr ont plusieurs histoires communes puisqu’un autre cargo des Messageries Maritimes, appelé également l’Anadyr fut affecté à la ligne de Madagascar, rebaptisé « Malagasy », et s’échoua le 12 mars 1965 à Fort-Dauphin.

La vie quotidienne des marins russes à Nosy-be

Le premier problème qui se posa fut celui du ravitaillement. En charbon, notamment. D’après Alphonse Mortages : « Dans le courant des mois d’octobre et novembre 1904, arrivèrent à Diégo-Suarez une douzaine de gros cargos allemands… tous chargés de charbon.
Tous ces navires étaient destinés à ravitailler la flotte russe en charbon « Il fallut aussi nourrir les équipages : plusieurs milliers d’hommes. La viande fut fournie essentiellement par M. Locamus, qui avait construit la conserverie d ’Antongombato à Diégo.

Mais pour le reste… Toujours selon Mortages : « 48 heures après l’arrivée de la flotte russe à Nosy- Be, on manquait de tout, sauf de viande de boeuf. » En fait pour le ravitaillement, la flotte vécut surtout sur ses propres stocks. Cependant, des commerçants affluèrent de toutes parts, pourvus de marchandises diverses mais surtout de cognac …faute de vodka !


Les relations avec la population

D’après les témoins, le sens du contact variait selon les interlocuteurs. Locamus fut scandalisé par la corruption qui affectait le haut commandement : « Un des matelots de l’escadre, ayant été surpris au moment où il volait une paire de souliers fut …sévèrement condamné. Or, au moment où on l’a surpris en flagrant délit, son officier empochait plusieurs milliers de francs provenant de la majoration de ses factures ». Mortages, lui, trouvait certains officiers, qui refusaient de lui serrer la main « très hautains et pleins de morgue ». Beaucoup de marins confiaient déjà leur espoir d’une révolution…
Mais dans l’ensemble, d’excellentes relations se nouèrent avec la population. En fait, ce furent, pour les marins russes, deux mois et demi de fêtes : « Tous ces petits groupes jetaient à pleines mains les livres sterling sur les tables…tout en continuant à vider les bouteilles de cognac…Les matelots et sous-officiers s’en allaient chercher fortune dans le quartier indigène et le matin un certain nombre étaient ramenés sur les quais dans des charrettes, en piteux état.



Le départ

Il fut annoncé le 14 mars 1905. Pendant 2 jours, sans illusions sur ce qui les attendait, compte-tenu de l’état de la flotte et des carences du commandement, les marins se pressèrent à la poste pour expédier à leur famille, en Russie, souvenirs et objets personnels. Le 16 mars, dans l’après-midi, l’escadre leva l’ancre. Certains parlent d’un bateau, le Vlötny, qui aurait été oublié… ou bien dont l’équipage se serait mutiné… et dont les marins auraient donné son nom... à la Baie des Russes.

La bataille de Tsoushima

Après s’être arrêtée en Indochine, la flotte russe partit pour Vladivostok. Dans le détroit de Tsoushima, entre la Corée et le Japon, elle se heurta à la flotte japonaise : moins nombreuse mais plus moderne, bien entraînée, la flotte japonaise détruisit presqu’entièrement l’escadre russe. Seuls 2 croiseurs (dont l’Aurore) et 2 destroyers russes réussirent à atteindre Vladivostok. Environ 10.000 marins russes furent tués ou blessés alors que les pertes japonaises s’élevaient à moins de 1000

Как известно, каждая страна пишет Историю под себя, это нормально.
Я искренне рад тому, что наше здесь пребывание приоткрыло нечто малоизвестное для русских и русской Истории. Осталось зайти на соседний остров Nosy-Komba и найти могилы там. Может смогу  себе это позволить...

Отдельное спасибо Юлии (Nikita) за участи в поиске могил на Мадагаскаре во время нашего пребывания в Русской Бухте.






  • 1
Ну рисковый мужик! Не смотря ни на что, продолжает свое дело! Большое уважение!

про мятеж - бред полный. моряки гибли во время стоянки. механик-с "урала" придавил кран при погрузке, один покончил с собой. двое умерли от теплового удара- тяжёлая работа (перегрузка угля с тендеров) под палящим солнцем. легко же гуглится? французы любят тумана нагнать.

Гуглится НАША версия.
Почитайте французскую...

ГДЕ правда в гле вымысел уже не узнает никто!

история эскадры рожественского обсосана со всех сторон ещё при царе-батюшке. такой фортель бы обязательно всплыл бы. про анадырь чётко известно, что избегнув боя (попутно утопив буксир "русь") он вернулся на мадагаскар, встретил там тёплый приём и потом уже, из средиземки послал телеграмму благодарности в носибеевку. Корабль оказался единственным из уцелевших в бою, кто сумел избежать интернирования. По окон­чании войны он в ноябре 1905 г. вернулся на родину, доставив в Либаву 341 человек, спасенных с крейсера «Урал», весь свой груз не пригодившихся для эскадры снарядов, предназначавшихся для Владивостока запас­ных частей для машин броненосца «Бородино». Так транспорт «Анадырь» (его судьба и в дальнейшем была особо замечательной — он участвовал и во второй ми­ровой войне) оказался в числе самых счастливых и наи­более удачно действовавших кораблей эскадры З.П. Рожественского. За отличие командир был про­изведен в 1906 г. в капитаны 1 ранга и получил назна­чение на «Адмирал Макаров».
не нужно плодить сущности сверх необходимости. а то мы так скатимся к типичному "американцы не были на луне!"
p.s. корабль Vlötny и история с его моряками таки да, гуглится лишь на иностранных сайтах. но в эскадре рожественского не было таких судов. да и судьбы всех 45 кораблей эскадры доподлинно известны. возможно тут а)городская легенда или б) имел место случай с командой "купца", возможно финнами или прибалтами. нужно будет поискать в регистрах информацию по этому названию.

Edited at 2013-10-07 08:30 (UTC)

Что за корабль «le Vlötny»? Явно по созвучию окончания намек на какой-то миноносец. Интересно, какое слово имелось в виду? Вот все миноносцы Рождественского: «Бедовый», «Буйный», «Быстрый», «Бравый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Громкий», «Грозный», «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый». Из них выжили только «Грозный» и «Бравый». Интересно, кто же лежит на дне Русской Бухты, если лежит?

Еще одна версия - корабль был оставлен для нападения на японские суда
http://adderley.livejournal.com/21780.html

Edited at 2013-10-07 07:01 (UTC)

Спасибо, Сергей. И Юле - тоже.
Очень интересный факт. Я про такое не слыхал.

Мне что-то слабо верится в то, что эскадра могла уйти - просто так оставив взбунтовавшийся корабль.
В таком случае - его должны были или захватить, или утопить.

А вот оставить какое-то вспомогательное судно для борьбы на коммуникациях - вполне могли.
Так же - вполне могли потом, просто забыть про него.
Тогда хватало более значимых событий.

Кстати - как идёт подготовка марш-драпа в сторону Мыса?

P.S. Сергей - вышли мне, пожалуйста, скан этой странички.
Попробую дать французу прочитать.

Edited at 2013-10-07 07:44 (UTC)

Виктор, весь самый важный текст относительно стоянки здеь русских у меня в блоге.

Сегодня закупили последние продукты и скоропорт.

Юлия арендовала меня дойти поближе к Тана, проплатила продукты и мою последнюю неделю у Бенджи.

Финансы... как всегда, перед выходом пропели романсы!

Повезу, деваться некуда.
Где высажу - решу по дороге... Пока не решил.

Сережа, ради Бога, уходите оттуда как можно скорее. Пиши на мэйл, мы на связи.

Я так думаю, что бог, если он есть - он подскажет.

Очень рекомендую, все вещи, которые не первой необходимости переложить в переднюю каюту.
А все запасы - положить в носовую каюту.
Потом - те вещи, которые первой необходимости, положить туда же но поближе к входу. Так, чтобы куча повыше получилась.
Во всяком случае - я бы так сделал.

Неплохо бы название этой книги указать.

Почему во французской книге в названии корабля используется немецкий умлаут "ö"?
Почему никто (сакалава) не находит останки этого корабля в Русской бухте? Тебе их показали?

Думаю, что это фейк. Есть список всех кораблей 2-ой эскадры и судьба каждого из них хорошо известна. Так, например, крейсер "Аврора" стоит в Питере.

Подобная же шняга указана в англоязычных путеводителях по Мадагаскару (и тоже кстати с умлаутом):



трэба в регистрах пошерстить!
Andrew Blaine, a South African sailor, lives there but disputes parts of the story. ‘I’ve dived all over this place and cannot find any evidence of the ship,’ he says. He also thinks the Western-style gravestones on the shore of the bay are not necessarily those of the sailors. Whatever the real story, there must be some element of truth to it or this tranquil sweeping stretch wouldn’t still be known as Russian Bay.

Edited at 2013-10-07 08:36 (UTC)

Спасибо за участие в Истории!

12 к 1. Такое соотношение комментов в теме про собаку и в теме про русских моряков. К собаке интерес явно больше.

У меня к французам нет особого доверия. Поход эскадры Рожественского (в которой участвовал мой прадед, попавший потом в плен к японцам) был предметом язвительных насмешек в Европе еще в то время. Писали о неподготовленности и непрофессионализме экипажей, о том, что по ошибке корабли обстреляли друг друга. С другой стороны, уже в перестроечные времена я читал статьи, в которых из Рожественского пытались сделать выдающегося адмирала, тактически переигравшего адмирала Того вначале сражения. Потом я смотрел объективный анализ сражения и многое оказалось не так, как было представлено. Разбираться надо по документам, а не по публикациям в сомнительных источниках и личным комментариям борзописцев.

Слушаю сейчас "Цусиму" Новикова-Прибоя. Если бы был факт бунта, уж он бы его расписал во всех красках, можно не сомневаться.

С советско-союзовской цензурой?

Что-то я сомневаюсь...

Целая улица домов осталась, интересно, - для какой цели?
Для стоянки в 4 месяца? При том, что все на борту ввереного судна!

Edited at 2013-10-07 21:29 (UTC)

Это при проклятом царизме - стали бы замалчивать.
А как раз при советско-союзовской цензуре - любую бузу расписали бы во всех красках.
Вспомнить хотя бы про крейсер Очаков и броненосец Потёмкин.

Если на Мадагаскаре действительно было оставлено какое-то судно - то морячки вполне могли обрасти хозяйством.

Книжка такая заидеологизированная, что скулы сводит... Отвыкла уже :))

В том-то и дело, что книжка глубоко советских времен. Автор половину времени книги посвящает "свинцовым мерзостям" царизма...
Мордобой офицеров, тупые убогие попы, непрофессионализм Рожественского, неумелость офицерского состава, неслаженность действий, неподготовленность кораблей, недовольство и периодические бунты экипажей, сам автор числился "политическим", за ним следили... Так что такой "вкусный" эпизод должен был бы быть обыгран.

Сейчас слушала как раз главу 3-4 - приход на Мадагаскар и первый выход на Носи-Бе в Хелл-Виль. Такое впечатление, что там ничего не изменилось :)
Если будет какая-то инфа про стоянку в Русской бухте, добавлю.

Корабль могли оставить для каких-то целей, из-за неисправности, а после разгрома в Цусиме и огромного количества пленных, которых надо было вызволять, вывозить, вытаскивать могли и "забыть" о таких мелочах, как несколько десятков морячков, на на пару лет...
В общем, тут надо копать источники...

Просмотрела в Google Earth подробно спутниковые снимки Russian Bay. По крайней мере следов затонувшего судна не просматривается. На входе в бухту имеется некий прямоугольный подводный рельеф, но для корабля здороват, скорее всего это-таки рельеф от течений.

В любом случае, тему Вы подняли интереснейшую.




  • 1