Вокруг Света на веслах

Сергей Морозов и группа поддержки проекта «Вокруг Света на веслах»

Previous Entry Поделиться Next Entry
Что делать, если вы остались без пера руля? / If you lost a rudder, what should you do?
NAVIGATORPIRATE (флаг)
navigatorpirate
Что делать, если вы остались без пера руля? Возможно такое развитие событий? Очень редко, но это случается, уверяю вас. Безусловно, это зависит от местонахождения, лодки, количества экипажа и вашего решения. Я слышал разные истории, одна чудеснее другой. Но хочу рассказать о том, что произошло с нами, я был с двумя котами на борту в Мозамбикском Проливе. Да, этот тот самый пролив, что между Мадагаскаром и Восточным побережьем Африки. А произошло вот что...



Днём 5 ноября 2013 года пришел шквал узлов в пятьдесят, хорошо ещё, что попутный, но селф-стиринг не справлялся, лодку всё время бросало в брочинг и я перевел её на ручное управление.



Когда ветер ослаб я снова поставил управление селф-стирингом и занялся своими делами. К вечеру я почувствовал, что лодка потеряла ветер и вышел в кокпит. Осмотрел подрульку, проводку. Всё в порядке а лодка стоит лагом к волне и ветру. Отсоединил штерты проводки и взял на ручное управление, что бы выйти на курс. Начал крутить штурвал а лодка его не слушается и как-то слишком легко руль поворачивается. Задумался. Открыл банку правого борта и проверил рулевые тяги. Всё на месте, слабины нет. Снова покрутил штурвал и понял, что ощущение такое, что нет пера руля. Улыбнулся. Ну не отвалилось же оно? Заглянул с кормы под транец, где всегда было видно конец пера. И не увидел его. Покрутил штурвал, - не видно. Я даже взял отпорный крюк и загнал его под кормовой свес, что бы нащупать перо там, где оно всегда было. Но его там НЕ БЫЛО!



Сел, задумался. Проверил место по карте. Так, самый выход из Мозамбикского Пролива. 1200 миль позади нас от Носи-Бе, 220 миль до Дурбана, 80 миль до восточного побережья Африки. Ветер северо-восточный. И что можно в этой ситуации предпринять? Начал вспоминать, копаясь в памяти, что в таких случаях делали предшественники? Вроде кто-то мастерил аварийное перо-руля из гика и привязывал к нему дверцу от рундука. Нет, это мне не подходит. Гик слишком массивен и на транце у меня селф-стиринг, который никак нельзя повредить а то оставшиеся 12 000 миль до дома придётся рулить вручную.



Попробовал настроить паруса, что бы лодка хоть как-то ехала в сторону побережья Африки. Не идет. Нас продолжает просто тащить по ветру. Связался через Иридиум с друзьями на берегу. Из всех способов ими педложенных я выбрал самый, на мой взгляд реалистичный и действенный!
Я приготовил самый длинный свой пропиленовый конец в 200 метров, привязав на конце маленький плавучий якорь или драгу. Эдакое пластиковое ведро без дна.



Не без труда поставил лодку в бейдевинд правого борта и выбросил всю эту конструкцию за борт, закрепив конец на кнехте подветренного борта. Результат превзошёл все мои ожидания! Мы конечно же не поехали но мы начали дрейфовать в нужную нам сторону, к берегу. Северо-восточный ветер прекрасно для этого подходил. К этому моменту, мои друзья на берегу уже связались с Береговой Охраной ЮАР и дали мои координаты, объяснив мою ситуацию. Ответ был быстрым и умным:

- На этом расстоянии мы можем прийти и забрать его с котами, но мы не сможем отбуксировать лодку. Если он попробует подойти максимально возможно близко к берегу, тогда мы сможем его отбуксировать в ближайший порт.

Ближайшим портом по карте был Ричардс-Бэй.

В следующие двое суток я с переменным успехом пытался подойти к Ричард-Бэй максимально близко. Мне удалось приблизиться на 36 миль к нему, когда ветер отошёл на северо-западный. Нам нечего было ему противопоставить, нас медленно начало уносить в Индийский океан. 7 ноября в 9 утра я связался с оффисом Береговой Охраны ЮАР, дал им координаты, объяснил обстановку и попросил по возможности за нами приехать. В 12.25 пришёл катер спасателей, взав нас на буксир.



В 17.30 мы ошвартовались в Ричардс Бэй, в Small Craft Bay.



Чуть позже уже в другой марине нас подняли на кильблоки.



Осмотр показал, что баллер пера руля был с трещиной, которая проржавела от времени. Шквал в Мозамбикском Проливе довершил начатое и баллер был сломан под самый корешок!



Три с половиной месяца в Африке.
Почему так долго? Видите ли, на Рождество и Новый год в Африке редко кто работает.
Пока нашли подешевле марину, специалистов, деньги на ремонт... А с конца ноября уже всё, - праздники, или точнее подготовка к ним!

Ладно, я не жалею, время у нас было. Мы прекрасно отдохнули, отремонтировались. Хоть новое перо руля и мало напоминало старое!



Но на нём мы обошли мыс Доброй Надежды, зашли на остров Святой Елены, забежали ненадолго во Фрипорт, на гранд Багаму и 21 мая 2014 года вернулись в Халифакс, откуда два с половиной года назад ушли.

Чуть позже, в августе 2014 года мы с этим же пером спустились на Карибы, в Порт оф Спейн, Тринидад где с моей любимой Hikari и попрощались. Она и сейчас живёт на Тринидаде. Но я уверен, что мы ещё с ней встретимся и вспомним счастливейшие годы проведённые вместе, в любви и заботе друг о друге.


  • 1
Это на "Апостоле Андрее" было в 1996-м. На вестовых подходах к Кергелену потеряли перо руля вместе с баллером (потому что изначально сделано было по-дурацки, конструктивный просчёт). На Кергелене мужики помогли сделать новый руль. Только отошли от Кергелена и взяли курс на Австралию, как история повторилась. Штормило под шестёрочку примерно. Рядом случился какой-то австралиец. Мужики-австралийцы у себя на борту смастерили новый руль и помогли нашим поставить его прямо в штормовом океане. Он тоже отвалился. Тогда взяли один из спинакер-гиков, взяли дверь, примайстрячили одно к другому, завели "штуртросы" через дополнительные шкотовые лебёдки на манер вожжей и таким вот макаром доехали до Фримантла. Там все обалдели, конечно. Капитану Литау потом за это вручили медаль "За симэншип".
Что интересно, что в 3-й антарктической кругосветке история опять повторилась, на этот раз под Новой Зеландией.
Из чего лично я делаю вывод: балансирный и полубалансирный руль - кака. Руль должен иметь скег и снизу должен быть подпёрт подпятником. Во-первых, не уйдёт на дно при поломке баллера, а во-вторых скег предохранит руль от повреждений - мало ли на что в океане наехать можно, вон сколько всякой опасной фигни плавает. Не заметил, наехал, отломалось - и начинается лихорадочный цирк. Хорошо, если плавучий якорь позволяет ползти в нужную сторону. А если бы надо было в противоположную? А если бы ветер резко сменился?

Edited at 2018-05-01 01:17 (UTC)

Согласен с Вашим углом зрения.
Но тогда, при покупке яхты я не смотрел на скег и подпятниу, я нервно в кармане перебирал жалкие копейки и гадал, - продадут или нет?

Если бы ветер был отжимной, тогда пришлось бы или в океане задержаться или оканчивать начато, чего мне ОЧЕНЬ не хотелось!

Понятно, что всегда покупаешь не то, что хочется, а то, на что денег хватает (а обычно еле-еле хватает), и то, что предлагают к продаже...
В случае же с "Апостолом Андреем" сами такую конструкцию рулевого устройства придумали. И это далеко не единственная конструктивная ошибка. А откуда бы опыту взяться, если до этого ни один в открытый океан не ходил? Конечно, всё это вылезло - раньше или позже. А руль так вообще притчей во языцех стал. Потому что он узкий и длинный вертикальный. На перо и баллер бешеные и очень далеко не всегда плавные нагрузки - и на излом во всех трёх плоскостях, и на сдвиг, и на скручивание. Люди выдерживают, а сталь нет...

У судостроителей, они, поъхоже, тоже не консультировались?

А откуда в Твери судостроители... Строили-то на вагоностроительном заводе. А консультанты все сплошь были больше теоретиками (по части открытых океанов). Посмотрели подшивку "Cruising World" - "ага, смотри, тут вон как можно! давай, так сделаем".. ну и т.д. Опыта не было ни у кого. Поэтому получился утюг - броненосец-ледокол с вооружением 7/8. Если б они по прошествии трёх кругосветок и прочих плаваний в русской Арктике сейчас начали проектировать с нуля, то сделали бы ровно то, что надо, получится суперская яхта для любых морей-океанов. Опыт ведь не пропьёшь, как ни старайся, особенно тяжёлый и горький опыт :)

Да, ОПЫТ, - ни украсть, ни пропить!
Тем и живу...

как в настоящее время обстоят дела с пиратством? не опасно вот так путешествовать?
Африка всё-таки.

(Удалённый комментарий)
могли и самого в заложники взять и потом пристрелить.
или просто за борт выкинуть - яхта тоже денег стоит.
чёта ну их нахер такие прогулки под носом у дикарей.

Пиратство было, есть и будет и никто не сможет лишить людей их исконного векового бизнеса, пока не накормят их! Главное, - не соваться в те районы. Но сегодня можно подвергнуться нападению с целью грабежа где угодно. За пределами 12-мильной Экономической зоны никакие законы не работают!

В июне 2017 года потерял перо во время 11-12 бального шторма ровно в центре Северной Атлантики. Лодка Петр 1 (17,5 метров стали), идем вчетвером с Азор на Нуук (Гренландия). До ближайшей земли примерно 800 миль (в любую сторону). После различных попыток сделали оутриггер из спингика, через который завели плавучий якорь из разного хлама. Теперь можно дрейфовать более осмысленно. Затем из обломка гика (переломился чуть раньше) и пайолы, сделали вертикальный баллер, но по конструкции лодки (транец неудобный) разместили его по правому борту. Управление - прыжки на натянутых шкотах, идущих, опять же, через аутригер на лебедки. Грубо выставляешь лебедками, потом подруливаешь прыгая на "струнах". Прошли по лагу 1500 миль и уже в бухте Нуука нас зашвартовали буксиром. Особенно приятно обходить айсберги на таком управлении :)

Edited at 2018-05-06 12:29 (UTC)

Да, вам повезло меньше, чем мне.
Хотя, вас было четверо и лодка иная. Так что каждый конкретный случай потери пера руля - индивидуален! Я отделался легким испугом и погода подыграла...

Мне вобще непонятно, как вам удалось дойти на парусе до Бермуд из Галифакса против ветра в шторм, да ещё и зимой, со сломанной подрулькой. При том, что в океане здоровье отказало. Железный человек!

Edited at 2018-05-11 08:18 (UTC)

Мне самому порой не верится, - КАК это я ТАК?
Вынесло течением наверное, экваториальным!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account