Сергей Морозов (navigatorpirate) wrote,
Сергей Морозов
navigatorpirate

Category:

Штормование / Storming

Как себя вести при попадании в шторм или в ураган?
Не сомневаюсь, что каждый из практикующих регулярные выходы в наш Мир, в море задавал себе этот вопрос.



Задавал его себе и я, вычитывал способы, распрашивал более опытных коллег и соседей по больничной койке. Ведь любая зависимость анормальна и эта, морем тоже сродни болезни.
А оказавшись в море в ураган, понял, что теория это одно, а в жизни всё выглядит совсем иначе!
С удовольствием поделюсь своим опытом, может кому пригодится, буду рад!

В 2003 году мы с дочерью шли из Англии в Канаду свои Пять тысяч миль Счастья. Между Бермудами и Халифаксом нас поймал ураган Huan и прошёл через нас. Нам повезло, после выхода с Бермуд он нас догонял четыре дня. К этому времени, как вы понимаете, у меня давно всё было закреплено по штормовому, паруса зарифлены и мы были готовы к шторму.

Нас накрыло по серьёзному в дневное время, это тоже везение, согласитесь. Усиление ветра до 130-150 км. в час. В районе начала этих скоростей наша вертушка анемометра что была на топе мачты улетела. Ручного анемометра не было, потому могу говорить лишь о том, что он ещё усилился, но незначительно. Мы получили, я думаю 150-170 км. в час от встречных направлений.

Ещё до того, как ветер усилился до 100-110 км. в час я отключил и снял тиллер-пайлот и перевёл лодку на ручное управление. Ветер был настолько сильным, что трудно было дышать. Единственно правильный способ штормования в сложившихся условиях был дрейф с парусами. Я оставил от генуи только шкотовый угол, самый сильный угол паруса на левом галсе переложив румпель максимально на ветер и закрепив. В этом положении мы дрейфовали по ветру со скоростью 1,5 - 2 узла.

К моей радости, у меня сохранилось видео, записанное внутри яхты, снаружи что-либо снять было невозможно. Посмотрите, там хорошо видно, что крен не такой большой и волны не более двух метров.



Днём ураган Хуан перевалив через нас начал уходить в сторону Канады и к ночи ветер значительно ослабел и отошёл на восток. Я смог прибавить генуи и лечь на требуемый курс 0 градусов, на Халифакс. Ночью ветер совсем закончился но вот тут началось самое интересное! Я, проведший в море большую часть своей Жизни, думал, что меня мало чем можно удивить. Как я ошибался! Поскольку ветер днем поменял направление на противоположное, к ночи волны разогнанные юго-западным ветром пришедшим с ураганом столкнулись с волнением возникшим в силу работы ветра от северо-востока. Началась толчея. Ветра нет, стабилизировать лодку нечем. И тут ещё в придачу к этой изматывающей болтанке начался ливень. Не просто ливень а с грозой! Увидев её приближение, я полностью обесточил лодку, дал в руки Александре огнетушитель, показав, как им пользоваться а сам вышел в кокпит, что бы быть наверху если в нас вдруг надумает ударить молния. А они приближались всё ближе и начали уже сверкать и вознаться своими огненными стрелами в воду с оглушительным грохотом вокруг нас. Периодичность их была невероятной, - всего 15-25 секунд. Ничего подобного в своей разнообразной и интересной Жизни я ещё не видел! И в этот момент ливень перешёл в сплошной поток воды с небес. Было такое впечатление, что кто-то открыл кран и забыл его закрыть. Самоотливной кокпит размером всего два метра на полтора брал воды столько, что шпигаты не справлялись и кокпит стал похож на медленно наполняющуюся ванну. Я сидел снаружи, смотрел на разбушевавшуюся стихию, время от времени окликая и подбадривая Сашку. Я чувствовал себя плебеем, вторгшимся в чужие владения и заставшим Хозяина в дурном расположении духа. Но уйти уже было нельзя, потому оставалось извиняться и ждать, когда же настроение Владыки Морей станет спокойнее.

К утру всё закончилось и даже выглянуло Солнышко, напомнив нам, что мы ещё живы! Всё это время генуя так и была закреплена на ветер левого галса а румпель был раскреплён максимально на ветер как и во время урагана. С таким же успехом всё можно было сделать в противоположную сторону. Результат остался бы прежним. Мы были в полной власти стихии, в руках Океана с плохим настроением. Лишь к рассвету начало поддувать от южных направлений и зыбь значительно улеглась. Я добавил генуи и вывел лодку на прежний курс - 0 градусов, на Халифакс. До него оставалось не более двухсот миль.

Позже, во время своих плаваний и в своей одиночной кругосветке мне приходилось попадать в шторма и шквалы, но такого букета ощущений и разнообразия плохого настроения Природы мне так и не пришлось встретить, как тогда, в 2003 году, когда мы ехали с дочерью свои Пять тысяч миль Счастья.

Tags: — Морские рассказы
Subscribe

  • Книги Николая Коланова

    Получил книги Николая Каланова: Словарь морского жаргона и Англо-русский словарь морских идиом и жаргона. Всем, кто близок к морю, настоятельно…

  • Мои члены экипажа

    У животных, не хуже, чем у нас, - Homo, развито чувство прекрасного. А у кого-то из них, без сомнения, лучше. Мой верный и преданый член…

  • С Наступающим 2021 годом!

    Поздравление с Новым 2021 годом от Сергея Морозова!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments